Азербайджанские курды

Азербайджанская любовь, азербайджанские мужчины и женщины
Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 14069
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 261
Откуда: Санкт-Петербург
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 3055 раз
Поблагодарили: 8318 раз

Азербайджанские курды

Сообщение Renata » 13 май 2012, 13:08

Азербайджанские курды

Аламдар Шахвердиев,
кандидат исторических наук


Курды (самоназвание «курд», «курмандж») – один из древнейших народов Ближнего и Среднего востока. Курдов различают по племенным (гурна, бабан, джелали, джаф, милан, зилан, заза, мукри, соран, хасани, шеккак) и географическим (дерсими, хеккари, бахтани, бахдинани) признакам. В настоящее время этот народ расселен в Турции, Ираке, Иране, Сирии, Азербайджане и других странах Южного Кавказа.

Изображение

Среди первых упоминаний о курдах можно привести сведения древнегреческих авторов Страбона и Птолемея, описавших область Кордуэну (Гордиэну). Страбон называл курдов «киртиш». Ксенофонт в «Анабазисе» также повествует о воинственном, выносливом народе – кардухах, преследовавших десятитысячное войско греков. По мнению известного российского востоковеда В.Ф.Минорского, курды обитали в древности на территории Атропатены. Исходя из этого, можно предположить, что начиная с IV века до нашей эры и до конца раннего средневековья курды составляли немногочисленное ираноязычное меньшинство в Атропатене.

В III веке до н.э. в результате распада государства Селевкидов возникло могущественное Парфянское царство, в составе которого уже существовали отдельные курдские династии. После парфянских аршакидов и в эпоху Сасанидов (226-651 гг. н.э.) также существовали самостоятельные курдские роды – Базикани, Дейселли, Химдани и др. в VII –IX вв., в период арабского завоевания курды сначала выступали на стороне сасанидского ирана, но вскоре примкнули к арабам и приняли ислам. В это время начинается продвижение курдских племен на север, где они создают ряд феодальных княжеств. В X – XI вв. на Южном Кавказе правила известная дина
стия Шеддадидов, владевшая значительной территорией в междуречье Куры и Араза. Эта династия была основана в 951 г. (340 г. хиджры) Мухаммедом Шеддадом бен Карту из племени раввади.

Изображение

Опустошительное нашествие монголов в середине XIII века принесло тяжелый урон курдам, которым пришлось перекочевать из низин в горы. Не улучшилось положение курдов и в последующие два с половиной столетия.
Начало XVI века – переломный момент в истории курдов. В 1514 г., когда войска сефевидского шаха Исмаила I были разгромлены при Чалдыране турецким султаном Селимом I Явузом, в состав османской империи вошли населенные курдами земли. После последней турецко-иранской войны, закончившейся в 1823 г. подписанием Эрзурумского мирного договора, между двумя странами была установлена граница, мало отличавшаяся от той, что сложилась за 300 лет до этого в период завоевательных походов султана Селима I. К 1830 году границы Российской империи вплотную приблизились к курдским землям. Параллельно усиливался поток курдских переселенцев на Южный Кавказ, аннексированный к этому времени Россией.

В конце 1807 г. курдский предводитель рода Махмед Сефи-Султан перешел русско-иранскую границу со своим родом, включавшим 600 семейств, и обосновался в Карабахском ханстве. Челебийские курды, жившие в Карадаге (область в иране) числом в тысячу семейств, тоже переселились на Южный Кавказ. Немало курдских семей из Ирана переселилось в Нахчыванский и Сурмалинский уезды после присоединения к России Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств. Отдельные курдские семьи и родоплеменные группы оказались на территории Южного Кавказа после двух русско-персидских войн (1804 – 1813 и 1826 – 1828 гг.).

В литературе есть сведения о курдах, населявших во второй половине XIX века Арешский, Джабраильский, Джаванширский и Зангезурский уезды Елизаветпольской (Гянджинской) губернии.На территории Эриванской губернии курды жили в Сурмалинском, Шарурском, Эчмиадзинском, Александропольском, Эриванском, Нахчыванском и Новобаязидском уездах.

Экспедиционными исследованиями выяснено, что почти все пожилые курды на Южном Кавказе знают историю возникновения своего села - как правило, эти села создавались переселенцами из соседних стран. Основная масса курдского населения переселялась в этот регион из Ирана с начала XIX, оседая в горных и предгорных районах
Азербайджана. После подписания Туркменчайского договора 1828 г. вместе с частью азербайджанских земель к России отошли и курдские селения. В числе таких сел можно указать Зиланлы и Шотланлы нынешнего Губадлинского района. Курдские переселенцы из Ирана в Азербайджан 1813, 1828 и 1914 годов обосновались в Зангезурском уезде Елизаветпольской губернии.

Изображение

В Азербайджане курды жили в основном в Зангиланском, Кяльбаджарском, Губадлинском и Лачинском районах. В поисках лучших пастбищ и земельных участков курды со своими стадами кочевали из одного района в другой. Например, села Оруджлу и Агджакенд Кяльбаджарского района основали переселенцы из селений Агджакенд и Минкенд Лачинского района. Село ашагы Шуртан Кяльбаджарского района образовано курдами из села Мирик Лачинского района Азербайджана. В 20-х годах ХХ в. часть жителей этих сел переселилась в Евлахский и Тертерский районы. Село Кара-Кечди Лачинского района основали задолго до октябрьского переворота курды-переселенцы из Шарурского уезда Эриванской губернии. Первоначально в конце XIX в. они обосновались в селении Кара-Кишлаг, в котором к 1888 году насчитывалось 252 двора. В 20-е годы прошлого века некоторые жители этого села во главе с братьями по имени Худо и Аббас ушли на поиски лучших земель и основала приблизительно в 20 км новое поселение, назвав его Кара-Кечди. Во второй половине XIX в. курдская семья Шахсуваровых из Шаруродаралагезского уезда перекочевала в село Минкенд нынешнего лачинского района. Вскоре сюда переселились еще несколько курдских семей, селение разбилось на родственные кварталы. В ряде других сел Лачинского района – Бозлу, Агджакенд, Мирик, Кямаллы – в конце XIX века, согласно статистическим данным и сообщениям старожилов, также жили курды.

Для социально-экономических отношений курдов Южного Кавказа начала XIX в. характерно сохранение родоплеменных пережитков. В курдском обществе того времени существовало два класса: феодалы и зависевшие от них крестьяне. В этот период еще сохранялось деление курдов на племена (эл), которые объединяли несколько родов (бар). Во главе племен и родов стояли ага и беки. Должность ага и бека переходила по наследству. Курдские феодалы-землевладельцы приобрели большие массивы пахотных земель. В качестве примера можно привести селение Зиланлы Зангезурского уезда, где земли принадлежали крупным землевладельцам Гасанбегу и исмаилбегу. Крупные земельные участки в Лачинском районе принадлежали бегам Султановым.

Ко второй половине XIX в. усиливается дифференциация социальных групп населения. Стало уменьшаться число мелких и средних скотоводов при значительном росте крупных скотовладельцев. Увеличилось число батраков, которые именовались шиван (пастух овец), гаван (пастух крупного рогатого скота, лошадей), хулам (батрак), рожхэк (поденщик). Шиваны нанимались обычно на летний и зимний периоды; гаваны – только с весны и до осени, а хуламы работали у оседлого хозяина круглый год: следили за скотом, обрабатывали участок, пахали и сеяли и т.д. рожхэки работали в летнее время года, выполняя различные сельскохозяйственные работы. в этот период стала выделяться и кулацкая верхушка, существовавшая вплоть до коллективизации. По сведениям профессора экономики Букшпана, состояние кулака Самеда Гаджи-оглы из селения Минкенд лачинского района до советизации в Азербайджане определялось в 25 лошадей, 140 голов крупного рогатого скота, 200 баранов.

В связи с расслоением курдского крестьянства в конце XIX начале ХХ вв. развивается отходничество, особенно среди беднейшего крестьянства (селения Зерты, Минкенд, Шейланлы Лачинского района, Шуртан, Союгбулаг, Зейлик Кяльбаджарского района).

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 14069
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 261
Откуда: Санкт-Петербург
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 3055 раз
Поблагодарили: 8318 раз

Re: Азербайджанские курды

Сообщение Renata » 13 май 2012, 16:30

Этнографические этюды

Основные занятия

В конце XIX – первой половине ХХ в. курды в основном занимались полукочевым скотоводством с вертикальными перекочевками. в долинах скотоводство сочеталось с земледелием.

В основном курды разводили крупный и мелкий рогатый скот в горных районах Азербайджана (Кяльбаджарский, лачинский, Губадлинский, Зангиланский). во время перекочевок курды объединялись в «оба», представляющее со-
бой добровольный союз нескольких семей, как правило, на время кочевья на эйлаги, т.е. с весны до поздней осени.
«оба» были двух типов: созданные на началах равенства входивших в нее членов (джал), которые несли одинаковые расходы по содержанию скота, и созданные в результате принятия одним из наиболее зажиточных скотовладельцев овец других членов «оба» в свое стадо. возглавлял «оба» наиболее крупный скотовладелец, которого называли «обабашы». джалы платили ему по 4-5 баранов со 100 голов скота. обабаши пользовался большими правами; только он мог разбирать конфликты в подвластной ему «оба», выносить важные решения.

Число входивших в «оба» семей зависело от численности мелкого рогатого скота, которым владела та или иная семья. Как правило, общая численность стада «оба» не превышала тысячи голов. Эту традицию старались не нарушать, так как большее стадо трудно было обеспечивать кормом и уходом. на эйлагах курды жили в шатрах. некоторая часть курдского населения, в основном в нагорной части азербайджана, занималась богарным (демйе) земледелием.

Домашние промыслы и ремесла

Значительное место в хозяйственной жизни курдского населения азербайджана в ХIХ - начале ХХ в. занимали домашние промыслы, главным образом те, которые непосредственно были связаны со скотоводством. Курды издавна славились выделкой различных шерстяных изделий, кошм, обработкой овечьих и козьих шкур, но особенно важную роль в их быту играло традиционное ковроделие. Курдские женщины вязали чулки, носки (горэ, джураб), изготовляли шерстяные хурджины для перевозки мелких предметов домашнего обихода, мешки (чевалы, тэр) для зерна, постельные принадлежности, женские пояса (бэппэшт) и.т.п. Мужчины обрабатывали овечьи и козьи шкуры, из которых делали емкости для хранения масла и сыра. в богатых лесом местностях (Кяльбаджарский, лачинский районы) изготовлялись деревянные улья (кэнди). Курды Кяльбаджарского района выделывали шерстяные, красочно орнаментированные попоны для лошадей.

Повсеместно на Южном Кавказе курды изготавливают войлочные подстилки-кошмы, среди которых выделяются хоресание - кошма наилучшего качества и колав - менее качественная. для выделки кошм берут мелкую шерсть барашка и кладут на войлок, разостланный на полу. днем на разостланной кошме сидят, а на ночь стелют постель.

Ковроделие - один из древнейших видов промысла, до сих пор играет видную роль в хозяйстве курдов. наиболее распространены следующие виды ковров и ковровых изделий: паласы (безворсовые), войлочные, шерстяные изделия с ковровым рисунком (мешки, переметные и хозяйственные сумки, чулки и т.д.), а также ворсовые ковры. выделываются они из различных сортов шерсти, как правило, окрашенной в яркие цвета. в зависимости от качества шерсти, окраски, размера, назначения и орнамента ковры называются: емени (геба), зили (бар), джарджи. в орнаментике курдских ковров наряду с чисто геометрическими элементами встречаются мотивы, отражающие занятия населения (скотоводство, земледелие, ремесло), явления природы, а также религиозные представления курдов.

Изображение

Ворсовой ковёр емени наиболее сложен как по способу производства, так и по расцветке и рисунку. орнамент этого ковра чаще всего представляет собой симметричный рисунок из геометрических фигур (ромбы, треугольники, прямоугольники и.т.д.). Ковры емени бывают различных размеров и преимущественно прямоугольной формы, развешиваются на стенах жилищ.

Безворсовые ковры зили, или бар ткут как из шерстяных, так и из хлопчатобумажных нитей. Джарджи бывают различной формы и размеров и чаще всего расстилаются на полы, или развешиваются на стенах. для орнамента курдских ковров характерна симметрия рисунка в сочетании с асимметрией раскраски. орнамент национальных ковров отображает окружающую природу - солнце, горы, равнины, животный и растительный мир, основное занятие народа - скотоводство.

Одежда

Изображение

Мужская одежда курдов по аналогии с азербайджанской состояла из нижней рубахи (крас), нижней поясной одежды (дарпэ), верхней поясной одежды-шаровар (шарвар, шал) верхней плечевой одежды - жилетки (элеэ), архалуха, чохи, пояса (пэшт), головного убора (кюлах, папах), шерстяных носков (горэ, джураб) и обуви. На ноги надевали шерстяные ноговицы (саг) и сафьяновые сапоги. Зачастую мужчины носили самодельные лапти из сыромятной кожи (чарэх).

Национальный костюм курдских женщин состоит из рубахи (крае), верхней поясной одежды - шаровар (хэвалкрас), верхней плечевой одежды - жилетки (элэк), верхней поясной одежды - передника (шалэк, доштук), нарукавников (давзанг), шерстяного пояса (бэне пэштэ), головного убора (кари) или головных шелковых платков, шерстяных чулок (горэ). К женским украшениям относятся: головное украшение (бэрдженик), барчан, нагрудное украшение (рэхт), поясное украшение - камбад, гостил (кольца), бозэн (браслеты).

Изображение

Жилище

Основными типами жилища кавказских курдов до 20-х годов ХХ в., а кое-где и до начала 30-х годов были шатер (для кочевого и полукочевого населения) и зимнее жилище-землянка или полуземлянка (для полукочевого и оседлого населения). основой курдского шатра (кон, чадыр) служили деревянные жерди, вбитые в землю в несколько рядов. Среди курдского населения Азербайджана аналогичный тип шатра бытовал примерно до 30-х годов, а затем стал вытесняться шатром азербайджанского типа. в Азербайджане наряду с землянкой и полуземлянкой существовали пещерные жилища, среди которых можно выделить искусственные и естественные. искусственные пещеры выкапывались в мягких горных породах. в естественных пещерах зажиточные курды содержали скот. в лачинском районе Азербайджана существовали целые пещерные селения курдов. Зимние жилища курдов типа землянки и полуземлянки (мал, хани) были распространены на Южном Кавказе и в Передней Азии. в литературе такое жилище известно под названием карадам и дарбази. Главным строительным материалом служил нетесаный камень, которым изобиловали горные районы, а также сырцовый кирпич, имевший распространение на равнине. Стены в землянках и полуземлянках беднейшей части населения выкладывали из грубого, неотесанного камня, скрепленного раствором глины. В домах зажиточных курдов стены покрывали обработанным камнем. Изнутри стены не белили.

Изображение

У курдов азербайджана камины появились относительно недавно и встречались в основном в зажиточных жилищах. в курдской традиции очаг служил объектом поклонения, с ним связаны различные религиозные обычаи и
поверья народа, судьба семьи, ее достаток. в каждом доме заботились о том, чтобы в очаге не гас огонь. Хозяйственные помещения – конюшня (тавлее), овчарня, хлев (гом), кладовая и комната для сельскохозяйственного инвентаря (килар) у кавказских курдов были почти однотипны. Жилые и хозяйственные помещения располагались,
как правило, под одной кровлей. На крутых горных склонах курдские селения располагались ярусообразно.

Изображение

Большинство селений формировалось в основном на основе близких родственных связей. Дома кровных одственников, а также членов патронимии имели одну смежную стену с отверстием (колэх). Курдское селение обычно создавалось у родника.

Кухня

Со временем пища кавказских курдов все меньше отличается от азербайджанской. Значительное место в курдской кухне занимают молочные, мясные, крупяные, мучные и овощные продукты. Для получения масла и творога молоко кипятят в больших медных котлах. Когда молоко остынет, в него кладут две-три столовые ложки кислого молока. Затем закисшее молоко вливают в деревянную маслобойку – сэрсум, наполненную наполовину холодной водой. из обычного творога готовят жажи и кяшк. жажи - рассыпчатый творог, употребляемый в пищу поздней осенью. Кяшк - шарики, скатанные из свежего, слегка подсоленного творога.

Фольклор и литература

Курдский народ вправе гордиться своим богатейшим устным народным творчеством. Фольклорные произведения пользовались популярностью в силу отсутствия своей письменности. Из наиболее распространенных курдских эпических произведений отметим такие, как “Мам и Зин”, “Замбильфрош”, “дымдым”, “Кар и Кулук”, “Хадже и Сиабанд”, “Маме и айше”, “Сева аджи”.

В народном эпосе “дымдым” отражена борьба курдов за независимость. Златорукий хан, стоявший во главе курдов, смело бросает в лицо шаху:

наш народ не сдается,
на поле битвы врага ждет,
Как лев, он дерется,
врага всегда побеждает.

По тематике народное творчество курдов весьма разнообразно (лавджи, эпические песни, сказы, стихи, пословицы, поговорки, сказки и т.д.). лавджи - короткие лирические и героические стихотворения. лирические лавджи переда-
ют беседу влюбленных перед расставанием, диалоги влюбленных перед боем и т.п.
Богат и музыкальный фольклор курдов, который, к сожалению, совершенно не изучен. Курдские мелодии обычно Минорные, хоровое исполнение отсутствует. Мелодию исполняет один человек, за ним продолжает другой, по окончании куплета окружающие, как бы подзадоривая исполнителя, восклицают “ой-оой!”

Танцы

Наиболее распространенными и старинными курдскими танцами являются хороводные. Сольные танцы, а тем более в женском исполнении в прошлом курдам Южного Кавказа были незнакомы. Лишь за последние годы стали появляться
сольные исполнения. Коллективные танцы (говенд) исполняются под зурну и барабан при сомкнутом построении
танцующих, которые берут друг друга за руки, плечи, талию или за мизинцы. обычно кто-нибудь из старших выбирает предводителя (сарговенд), который ведет танцующих по кругу в правую сторону, размахивая платком в правой руке.
различают танцы быстрые и медленные. К быстрым (наиболее популярным) можно отнести ойнарэ, адлэ, кочари. Медленные коллективные танцы курдов - сакме, джангуле нэри, лачи бэиэ, шорор и др.

Песни

Курды – народ очень музыкальный. особой любовью пользуются народные песни: бытовые, лирические, свадебные, похоронные и воинственные. из лирических песен наиболее известны «домам», «авдале», «Зайнэке», «Хазал». Песни,
посвященные любви, называются ”песнями девушек” (кламед кчэка). К числу популярных свадебных песен относятся ”Калашо-нобадаро”, ”Майраме”, ”Романи”, ”Шалэк Шиноке” и др. исполнителями музыкального фольклора, особенно песен, являются особые народные певцы - дангбежи.

Формирование национальной художественной литературы у курдов Южного Кавказа связано с созданием письменности на основе латинского, а затем русского алфавита. Курдская литература наших дней сохранила и умножила прекрасные образцы народного творчества. Ахмед Хани известен не только как автор эпической поэмы “Мам и Зин”, но и как блестящий поэт-лирик. Его творчество, как и его предшественников, глубоко уходит корнями в народную поэзию.

Курды, как и другие народы Азербайджана, активно участвовали и участвуют в общественно политической, научной и культурной жизни страны. Многие видные представители курдской общины получили образование на азербайджанском языке, внесли свой вклад в развитие науки и культуры азербайджана. Среди них министр
просвещения в правительстве Адр Нурмамед Шахсуваров, первый военный министр в правительстве Адр Хосров бек Султанов, видный общественный и политический деятель Чингиз Илдырым, министр внутренних дел Азербайджанской
ССР Ариф Гейдаров, писатели Сулейман Рагимов, Али Велиев и Фарман Керимзаде, поэт Джалал Бергушад, председатель верховного совета азССр Мамед искендеров и другие.

Литература

1. Azərbaycan tarixi. S.Əlyarlının redaktəsilə. Bakı, 2008.
2. Алекперов А. К вопросу об изучения культуры курдов - Тр. аз Фан СССр, XXV, серия
историческая Б., 1936.
3. Аристова Т.Ф. Курды Закавказья. Москва, 1966.
4. Бакаев Ч. Х. Язык азербайджанских курдов. М., 1965.
5. Букшпан А. Азербайджанские курды. Баку, 1932.
6. Чурсин Г.Ф., Азербайджанские курды (этнографические заметки). Известия Кавказского историко-археологического института, т.III. Тифлис, 1925.
7. Курдские эпические песни-сказы. М.,1962.
8. Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев, т.1. Баку, 1991.
9. Лазарев М.С. Курдистан и курдская проблема. Москва, 1964.
10. Народы Кавказа, т.II. М., 1962.
11. Никитин В.П. Курды. М.,1964.

http://irs-az.com/new/pdf/1277198588485931750.pdf

Аватара пользователя
Kaýrat Türkmen
Заглянувшая на огонек
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 03 июн 2012, 14:58
Награды: 3
Репутация: 0
Откуда: Домик Нигяр Калфы
:
Участник С 8 марта! С новым 2013 годом
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: Азербайджанские курды

Сообщение Kaýrat Türkmen » 19 июн 2012, 06:57

Я бы держался от них подальше, а то убьют еще, узнав, что я туркмен....


Вернуться в «Любить по-азербайджански. Азербайджанское общество»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость