Традиции гостеприимства в Азербайджане

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13875
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 155
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2829 раз
Поблагодарили: 7700 раз

Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Renata » 17 июл 2011, 19:35

О традиционном гостеприимстве в азербайджанской семье

Изображение

Обычаи гостеприимства (гонагпэрэстлиг, гоногпэрвэлик), имеют глубокие исторические корни, присущие всем народам мира.

Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей.

Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящими под охраной Зевса. В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, Арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если приходил в дом кровный враг, хозяин встречал его и провожал по всем канонам гостеприимства и в это время его жизни ничего не угрожало.

У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня.

Первое письменное упоминание, которое мы имеем о гостеприимстве азербайджанского народа, встречается в дастанах "Деде-Коркуд", где говорится, что "дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушаться" ("Гонагы кэлмэйэн гара эвлэр йыхылса йей").

Об обычае гостеприимства в Азербайджане имеются сведения и в литературных памятниках XII в. Великий Низами в произведении "Искандернаме", говоря о приеме Искандера во дворце Нушабы в Барде, писал:

Шекер-бура шептались с кончиками зубов,
И заставляли поедавших сладости навострить зубы.
Свежее зажаренное на огне мясо с ароматом специи,
Да еще яства, распространявшие аромат мускуса.
Из закусок - все, что драгоценно,
И померанцы, и айва, и гранат, а также и апельсин,
Певец словно Зухре во время пения,
Кувшины сверкали как Юпитер!

В древнем Азербайджане в богатых семьях, когда прислуга выносила гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что гостю пора в обратный путь. Очень интересно, что этот обычай отмечается и в поэме Низами Гянджеви "Хосров и Ширин" ("сунуть хлеб в суму").
Гостеприимство местного народа нашло свое отражение в произведениях Физули (XVI в.): "Суфрэмэмэ чэр бир гонаг кэлсэ хэчэлэт чэкмэрэм, фэрги йох, йа турк кэлсин, йа эрэб, йа эчэм" (Если придет к моему столу гость, стыдиться не буду, независимо будет он турок, араб или иноверец).

Азербайджанцы были очень внимательными, заботливыми и вежливыми по отношению к гостю. О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем Востоке и в России. Источники рассказывают, как гостеприимно встречали азербайджанцы Петра I в Дербенте, князя Долгорукого в Баку и Сальянах, военного губернатора города Шемахи в Шуше, А.Бестужева в Кубе, М.Ю.Лермонтова в Кусарах, прфессора Казанского Университета И.Березина у А.Бакиханова и т.п.

Прекрасным примером гостеприимства азербайджанцев может послужить прием, устроенный беглярбеком Шемахи Абдуллой-ханом в XVI в. в честь английских миссионеров Антони Дженкинсона и Олкока, прибывших по торговым делам. На этом приеме было подано на стол 290 блюд. Вот что писал А.Дженкинсон: "Когда приблизилось время обеда, на полу были разостланы скатерти и поданы различные блюда; по моему счету их было 140. когда их убрали со скатертями, то разостлали другие и внесли 150 блюд с фруктами и другими пиршественными кушаниями, так что в обе перемены было подано 290 блюд".
Немецкий ученый Кемпфер, будучи в начале 1684 г. в Азербайджане, посетил храм огнепоклонников в Сураханах и был приглашен в гости населением сел. Бина. Вот что писал он по этому поводу: "При наступлении вечера мы воспользовались гостеприимством в соседнем селении Бонна. Здесь нас ожидало полное радушие жителей, принявших нас в своих жилищах, устлавши пол коврами: они не допустили, чтобы мы провели ночь в грязном караван-сарае, среди погонщиков".

О гостеприимстве азербайджанцев имеются значительные литературные сведения и в источниках XIX в. После присоединения Азербайджана к России русских чиновников, ознакомившихся с бытом и обычаями, поражал обычай гостеприимства местного населения, и поэтому источники этого периода изобилуют сообщениями об этом обычае.

В одном из архивных документов "Описание Кубинской провинции 1832 г. Ф.Л. Шитникова" читаем: "Похвальные стороны характера (речь идет о жителях Кубинской провинции) их есть строгое соблюдение правил их религии, гостеприимства, покровительства и оказание убежищ от гонения".
Другой автор, описавший Ширванскую провинцию, отмечал: "Гостеприимство у азербайджанцев священно: всякий почитает за долг принять гостя по возможности лучше".

Подробное описание гостеприимства населения Апшерона в сороковых годах XIX в. оставил И.Березин (проф. Казанского университета), будучи в Бузовнах.

О широком распространении гостеприимства азербайджанцев первой половины XIX в. имеются подробные упоминания и в трудах поэта-сатирика Г.Закира. Обратимся к некоторым из этих стихов:

Можно сэкономить масло, рис,
Но не пожалей для гостей что имеешь !
Для ночлега имею богатую комнату
И достаточно плова для гостей.

Привлекает внимание и описание гостеприимства шемахинского бека Махмуда великим французским писателем А.Дюма, в середине XIX века. Он пишет, что дом Махмуд-бека, куда его пригласили, по своей красоте отличался от тех домов, которые он видел в Дербенте и Тифлисе. Восточный зал этого дома был настолько красив, что он, по его словам, не мог найти слов описать его красоту.

По этнографическим данным установлено, что одно из черт гостеприимства азербайджанцев - это большое количество в доме постельных принадлежностей. Это было отмечено одним из источников еще в начале XIX в., где мы читаем: "В домах у богатых можно найти расписанные пестрыми цветами стены, резные из дерева потолки, разукрашенные красками. Все видимое богатство состоит из перин, подушек и прочих принадлежностей, из шелковых материй, протканных золотыми цветами".

Убежища (аман эвляри), построенные для заблудивщихся в горах, уставших, отставших в пути ночью путешественников, и теперь сохранились в горах Азербайджана, как памятники старины. Это говорит о том, что азербайджанцы проявляли гостеприимство не только у себя дома, но и вне его, предоставляя путникам кров, даже в отдаленных от села местах.

В этнографической действительности азербайджанцев установлены некоторые традиционные способы гостеприимства при встречах дорогих и высокопоставленных гостей. Для встречи гостя народ собирался в определенном месте. Они разделялись на две группы. Во главе одной из них шли старейшины (аксаккалы). Они несли руках "хончу", завернутую в красную материю, (образцы материи, которой укрывали хончу, хранятся в этнографическом Музее истории Азербайджан). В хончу клали хлеб особой выпечки или лаваш, соль, зеркало, шербет и другие сладости. Вторая группа, состаявшая из государственных служащих, народных певцов и музыкантов, шла чуть позади первой. Встречающие гостей шли в своих национальных одеждах. Они приветствовали гостей песней, угощали щербетом, хлебом-солью, девушки бросали им под ноги цветы. Когда гости входили в дом, им под ноги стелили красивые кубинские, карабахские, ширванские ковры, а поверх ковров - тирма-зархара.

По другому обычаю, когда гость въежал в город у его ног резали овцу (с привязанным к рогам лентами). Кровь овцы проливалась под ноги коня гостя, последний опускал руку в кровь и перешагивал через жертвенное животное. Мясо овцы раздавалось нуждающимся.

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13875
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 155
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2829 раз
Поблагодарили: 7700 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Renata » 17 июл 2011, 19:38

Гость - лицо священное

Изображение

Обычаи гостеприимства имеют глубокие исторические корни и присущи всем народам мира. Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали характерные только для него обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей.

Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящимися под охраной Зевса (Большая энциклопедия. - СПб., 1902, т. VII). В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если в дом приходил кровный враг, хозяин встречал и провожал его по всем канонам гостеприимства, и в это время его жизни ничто не угрожало (Об обычаях гостеприимства у других народов см.: Гулиев Г.А. Гость и гостеприимство. - журнал "Элм вэ хаят", 1971, № 4).

У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня.
Первое письменное упоминание, которое мы имеем о гостеприимстве азербайджанского народа, встречается в дастанах "Деде-Коркуд", где говорится, что "дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушатся" ("Гонагы гелмэйэн гара евлэр йыхылса йей") (Мудрые слова. - Баку, 1979).

Об обычае гостеприимства в Азербайджане имеются сведения и в литературных памятниках XII в. Великий Низами в произведении "Искандернаме", говоря о приеме Искандера во дворце Нушабы в Барде, писал о великолепном убранстве, устроенном в честь гостя (см, Низами Гянджеви. Искандернаме. - Баку, 1983).
Гостеприимство азербайджанцев нашло свое отражение и в произведениях Физули (XVI в.): "Суфрэмэ хэр бир гонаг гелсэ хэчалэт чэкмэрэм, фэрги йох, йа турк гелсин, йа эрэб, йа эджэм" (Если придет к моему столу гость, стыдиться не буду, независимо от того, будет он турок, араб или иноверец) (Мудрые слова. - Баку, 1979).

Азербайджанцы были очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостю. О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем Востоке и в России. Источники рассказывают, как гостеприимно встречали Петра I в Дербенте, князя Долгорукого в Баку и Сальяне, военного губернатора города Шамахи в Шуше, А.Бестужева в Кубе, М.Ю.Лермонтова в Гусаре, профессора Казанского университета И.Березина в доме у А.Бакиханова и т.п.

Прекрасным примером гостеприимства азербайджанцев может послужить прием, устроенный беглярбеком Шамахи Абдуллой-ханом в XVI в. в честь английских миссионеров Антони Дженкинсона и Олкока, прибывших но торговым делам. На этом приеме было подано на стол 290 блюд. Вот что писал А.Дженкинсон: "Когда приблизилось время обеда, на полу были разостланы скатерти, и подали различные блюда; по моему счету их было 140. Когда их убрали со скатертями, то разостлали другие и внесли 150 блюд с фруктами и другими пиршественными кушаньями, так что в обе перемены было подано 290 блюд" (Путешественники об Азербайджане. - Баку, 1961, т. 1).

Немецкий ученый Кемпфер, будучи в начале 1684 г. в Азербайджане, посетил храм огнепоклонников в Сураханы и был приглашен в гости жителями села Бина. Вот что писал он по этому поводу: "При наступлении вечера мы воспользовались гостеприимством в соседнем селении Бонна (Сысоев В.М. предполагает, что это теперешнее село Бина). Здесь нас ожидало полное радушие жителей, принявших нас в своих жилищах, устлавши пол коврами: они не допустили, чтобы мы провели ночь в грязном караван-сарае, среди погонщиков" (Подробно см.: Сысоев В.М. Тюркское население Азербайджана в XVII веке. - Баку, 1926).

О гостеприимстве азербайджанцев имеются значительные литературные сведения в источниках XIX в. После присоединения Азербайджана к России русских чиновников, знакомившихся с бытом и обычаями, поражал обычай гостеприимства местного населения, и поэтому источники этого периода изобилуют сообщениями об этом. Мы считаем нелишним обратиться к некоторым из них.

В одном из архивных документов "Описание Кубинской провинции 1832 г. ФЛ.Шнитникова" читаем: "Похвальные стороны характера (речь идет о жителях Кубинской провинции) их есть строгое соблюдение правил их религии, гостеприимства, покровительства и оказание убежищ от гонения" (История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв. - М., 1958).


Другой автор, описавший Ширванскую провинцию, отмечал: "Гостеприимство у татар (азербайджанцев) священно: всякий почитает за долг принять гостя по возможности лучше" (ОРВЗК, 1836, ч. IV).
Подробное описание гостеприимства населения Апшерона в 40-х годах XIX в. оставил проф. Казанского университета И.Березин, будучи в Бузовне (Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. - Казань, 1850, ч. 1).
О широком распространении гостеприимства азербайджанцев первой половины XIX в. имеются подробные упоминания и в произведениях поэта-сатирика К.Закира (Касумбек Закир. Сочинения, - Баку, 1964 (на азерб. яз.)- Обратимся к некоторым из этих стихов:

Qanaet eylarem duyuden yagdam,
Ne var ise asirgeme gonagdan!
Yatmaga, durmaga zengin otagim, vardir
Ne geder asu-plov yese gonagim, vardir


(Можно сэкономить масло, рис, но не пожалей для гостей, что имеешь: для ночлега имей богатую комнату и достаточно плова для гостей).

Привлекает внимание и описание гостеприимства шамахинского бека Махмуда великим французским писателем А.Дюма в середине XIX века. Он пишет, что дом Махмуд-бека, куда его пригласили, по своей красоте отличался от тех домов, которые он видел в Дербенте и Тифлисе. Восточный зал этого дома был настолько красив, что он, по его словам, не мог найти слов описать его красоту (Подробно см.: Александр Дюма и Азербайджан. -газета "Адабийат вэ инджесенет", 1984, 8 июля).

По этнографическим данным установлено, что одна из черт гостеприимства азербайджанцев - это большое количество в доме постельных принадлежностей. Это было отмечено одним из источников еще в начале XIX в. В этом источнике мы читаем: "В домах у богатых можно найти расписанные пестрыми цветами стены, резные из дерева потолки, разукрашенные красками. Все видимое богатство состоит из перин, подушек и прочих принадлежностей из шелковых материй, протканных золотыми цветами" (ОРВЗК, 1836, ч. IV).
Обратимся еще к одному источнику конца XIX в.: "Магометанин непременно выполняет все требования роскошного и радушного гостеприимства, когда он признает это необходимым" (Живописная Россия, ч. IX).
Убежища (аман эвляри), построенные для заблудившихся в горах, уставших, отставших в пути ночью путешественников, и теперь сохранились в горах Азербайджана как памятники старины. Это говорит о том, что азербайджанцы проявляли гостеприимство не только у себя дома, но и вне его, предоставляя путникам кров даже в отдаленных от села местах.

Традиционные способы гостеприимства при встречах дорогих и высокопоставленных гостей. Для встречи гостя народ собирался в определенном месте. Люди разделялись на две группы. Во главе одной из них шли старейшины (аксакалы). Вторая группа, состоящая из государственных служащих, народных певцов и музыкантов, шла чуть позади первой. Встречающие гостей шли в национальных одеждах. Они приветствовали гостей песней, угощали шербетом и хлебом-солью. Когда гости входили в дом, им под ноги стелили красивые кубинские, карабахские, ширванские ковры, а поверх ковров - тирма-зархара.По другому обычаю, у ног гостя резали овцу, и он перешагивал через жертвенное животное. Мясо овцы раздавалось нуждающимся. В одном из материалов 50-х годов XIX в. так описывается встреча жителями Шуши военного губернатора Шамахи: "Перед въездом в город перед нами был зарезан бык, и кровь его пролилась под ноги наших коней. Мясо зарезанного быка отнесли в мечеть для раздачи беднякам" (Письма из Шамахи. К., 1857, № 56).

По сведениям турецкого путешественника XVII в. Э.Челеби, в Баку было специальное должностное лицо (мехмандар) для встречи гостей. Когда гость входил в дом, по обычаю молодая девушка в яшмаке (с закрытым лицом) снимала обувь с гостя и мыла ему ноги теплой водой.
Согласно этнографическим данным, гости в Азербайджане делились па несколько категорий: должностные лица, посторонние люди, родственники, односельчане или горожане, женщины, ходившие друг к другу в гости и др. Надо отметить, что у каждого сельского жителя в ближайших или отдаленных селах были друзья (гонаг). По обычаю они в определенное время ходили друг к другу в гости (один раз в году) после окончания полевых работ на 3-5 дней. Обратимся к конкретным фактам. Так, по словам информатора Наджаф киши (из села Дере Чичи Кубинского района), у его деда в конце XIX в. в горном селе Чуми был друг (в то время друг назывался "гонаг"), к которому он ездил в гости либо осенью, либо весной, когда заканчивался сбор фруктов (яблок, груш и др.). И к этому времени семья возвращалась из садов. Хозяин брал с собой для подарка свежие и сушеные фрукты. Погостив 3-4 дня, он возвращался домой тоже с подарками (шерстяные изделия, масло, мясо, сыр и др.)

В этнографических материалах имеются свидетельства и о других формах гостеприимства. После окончания сбора фруктов и винограда сельские жители созывали к себе гостей-родственников, соседей, показывали им собранный урожай, делились опытом, советовались, обменивались новостями. После этого накрывался стол
с яствами. Этот обычай среди садоводов Ордубада назывался "Бостан позма". Здесь, в отличие от других зон, приглашенным гостям не открывали секрета выращивания новых сортов фруктов и овощей. Каждый огородник (или владелец огорода) ознакамливал гостей с новыми сортами арбузов и дынь. В завершение встречи гостей угощали кебабом на лужайке и, провожая их, в качестве подарка давали арбузы и дыни нового сорта.

По обычаю в Азербайджане гостей не отпускали из дома без подарка. В свою очередь гости тоже приносили подарки. Например, в зоне, где занимались садоводством, гостю в сумку клали сушеные фрукты, яблоки и другие продукты. В районах, где занимались производством шерсти, гостю дарили чулки, перчатки, пояс и другие изделия.
Очень интересно, что в Куба-Хачмасской зоне, а также в Исмаиллинском районе гостям давали нанизанные на нить сушеные груши с очищенными орехами ("рыса"), грушевый или тутовый дошаб, алма рычалы (яблочный джем) и др. Занимающиеся скотоводством дарили мотал, сыр, масло и другие молочные продукты.

Существовал определенный обычай, по которому принимали и угощали гостя. В организации этих процессов у каждого народа действуют присущие ему правила. Гостеприимство азербайджанского народа, уважение к гостю уходит своими корнями в глубокую древность. В Азербайджане считалось, что гостя надо угощать лучшими блюдами - тикя кебаб, тас кебабы и пловы различных видов. Они подавались с различными приправами, зеленью и без спиртных напитков. По обычаю перед обедом молодой человек с кувшином и тазом {автава - лэйэн) обходил гостей и поливал им на руки, а затем подавал им полотенце, чтобы они вытерли руки. Перед обедом желающим подавали кофе и кальян, затем чай с лимоном и разнообразными сортами варенья. В подаче блюд бытовал определенный порядок: каждый вид блюда подавался по очереди, подача всех блюд считалась неприличной. Соблюдение такого правила имело положительную сторону: во-первых, между блюдами образовывалась пауза, которая нужна была для обмена мнениями и отдыха, во-вторых, присутствие одновременно всех блюд создало бы путаницу, гость мог бы растеряться, в каком порядке их употреблять. Кроме того, изобилие разнообразных приятных запахов могло бы отбить у гостя аппетит.

В Азербайджане как в прошлом, так и теперь бытует обычай, по которому гостя по очереди приглашали к себе родственники и соседи хозяина. В прошлом, если по каким-либо причинам в доме отсутствовал хозяин, прибывшего гостя принимала его супруга или старший в доме.
Вечером вокруг гостя обычно собирались родственники, соседи хозяина, а также односельчане, беседовали в течение трех-четырех часов. При отсутствии средств массовой информации гость считался носителем новостей, и каждая его новость вызывала большой интерес.


Спать гостя укладывали в особую комнату (кстати, в Азербайджане почти в каждом доме была специальная комната - гостевая). В некоторых местах для гостей выстраивались специальные помещения, называемые "бала-хана", которые размещали у ворот, на втором этаже, с тем, чтобы гость сразу же мог подняться к себе, не встречаясь с членами семьи хозяина. В гостевой комнате на стене развешивался молитвенный коврик для того, чтобы гость мог совершать молитву-намаз.
В прошлом каждая семья по возможности обращала внимание на чистоту и убранство "гонаг отагы". Потолки этих комнат украшали рисунками, стены и полы покрывали коврами, развешивали дорогое оружие, полки - дорогой и декоративной посудой. Даже и теперь в районах Азербайджана комнаты для гостей содержатся в особой чистоте и используются только тогда, когда в доме есть гость. Вл. Татиашвили сообщал, что комнаты для гостей (речь идет о сел. Хыналык) - лучшая часть кавказского дома не только из-за того, что в этой комнате расстелены ковры и паласы и она содержится в чистоте, но и потому, что здесь семья не живет, только слышна беседа посторонних (т.е. гостей) (Татиашвили Вл. Страна Кетш. Газета "Бакинский рабочий", 1927, 3 дек.).

Еще одним из подтверждений гостеприимства азербайджанцев являются образцы народного устного творчества, в котором этот обычай широко отражен. Следует отметить и поговорки, где имеется богатый материал, отражающий гостеприимство. Например, "Стол гостеприимного человека не оскудеет", "Гость приносит изобилие", "Да буду жертвой гостя и дороги, которая его привела", "Дом без гостя - мельница без воды", "Гость приходит сам, а провожает - хозяин", "Гостю не говорят кушай" и т.д. (Подробно см.: Поговорки. - Баку, 1981).


Выражением особого уважения к гостю служат следующие строки из легенды, написанные Б.Вахабзаде. В одной азербайджанской семье хозяин был занят с гостями. В это время единственный малыш дома подполз к казану с кипятком и упал в него. Увидевшая это мать, завернув труп ребенка, спрятала его и молчала, пока гости не ушли. После достойных проводов гостей жена рассказала все мужу и начала рыдать (Вахабзаде Б. Баяты. - журнал "Элм вэ хаят", 1973, № 1). Таким образом, семья не нарушила этики гостеприимства, так как оно считалось священной обязанностью, и испортить настроение гостю считалось недопустимым.
Итак, приведенный выше материал является ярким примером гостеприимства азербайджанцев. Все это продолжается и в наши дни, но уже применительно к условиям современного домашнего быта.

Гасан Гулиев, доктор исторических наук, профессор.
Международный журнал "IRS-Наследие

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13875
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 155
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2829 раз
Поблагодарили: 7700 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Renata » 25 фев 2012, 16:47

Веселая телепрограмма о традициях азербайджанского гостеприимства. Автор - Вячеслав Сапунов. Год производства - 1996. Эфир - ОРТ, АзТВ.


Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13875
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 155
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2829 раз
Поблагодарили: 7700 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Renata » 10 май 2012, 20:09

Семейная обрядность у азербайджанцев

Изображение


Семья и семейный быт занимают важнейшее место в жизни любого человека. Среди обычаев семейного быта можно указать гостеприимство, уважение к хлебу, уважение к старшим, проводимые в семье праздники и традиции, соблюдение религиозных обрядов, сохранение религиозных верований, современные семейные обычаи.
Изображение

Уважение к хлебу - обычай, отражающий в себе самые высокие качества азербайджанского народа.
Почитание хлеба было настолько сильно, что клятвы хлебом или дележа хлеба за столом бывало достаточно для примирения враждующих. встречать гостей хлебом-солью, класть хлеб под подушку спящего ребенка, не дотрагиваться до хлеба немытыми руками, проводить под хлебом молодоженов или путников – все эти обычаи, поговорки и пословицы о хлебе еще раз подтверждают нашу мысль. например, «хлеб-соль не топчут», «пусть везде будет мой муж, а в лотке - хлеб», «кусок хлеба перевернет гору», «хлеб – глава скатерти» и др. Хлеб не принято разрезать ножом, а только руками. Приступая к трапезе, говорят «бисмиллях» и разрезают хлеб. При завершении
трапезы благодарят аллаха. если от кого-то требуют высказаться против другого человека, он говорит: «Я
с ним делил хлеб-соль, ничего плохого о нем сказать не могу, а то хлеб погубит меня». Принято поднимать
упавший кусочек хлеба, целовать и, приложив к глазам, трижды произнести «бисмиллях», а затем класть
на чистое место на возвышении. о хороших людях в народе говорят: «Этот человек верен хлебу». наоборот, выражение «у него хлеб на коленях» отрицательно характеризует человека.
В азербайджанских семьях после трапезы не принято встряхивать скатерть вне дома, несъеденный хлеб
оставляют до следующей трапезы, а если хлеб потерял качество, его замачивают в воде или молоке и скармливают скотине или птице.

Уважение к старшим в азербайджане имеет глубокие исторические корни.
Изображение
В известном эпосе «Китаби-деде Горгуд» (1) уважение к старшим стоит на первом плане. и в наши дни считается предосудительным лежать или сидеть вразвалку в присутствии старших и родителей.
в большинстве случаев новорожденным имена дают бабушка по отцу, дядя по отцу, мать ребенка. широко распространено нарекание девочки именем бабушки по отцу, а мальчика – именем дедушки по отцу.

в районах азербайджана существует и такой обычай: спустя 40 дней после рождения ребенка в дом приходят родственники и соседи посмотреть новорожденного. женщины трапезничают, беседуют, кладут подарок под голову младенца и уходят. в народе говорят: бывает гость на барашка, бывает гость на плов, а бывает и на яичницу. Это значит, что для особо почетных гостей принято резать барана, а для менее важных можно ограничиться и яичницей. При появлении гостя женщины и дети дома уходят в другую комнату и едят там. если же пришли родственники, все собираются за одним столом. в присутствии муллы на стол не принято ставить спиртное.



Среди множества пословиц на тему гостеприимства приведем следующие:
- дом без гостей злосчастен.
- Стол накрывают смотря по гостю.
- Гость - украшение стола, ребенок – дома.
- Гость ест не что хочет, а что дают.
- дом без гостя, как мельница без воды.

Александр Дюма в книге «Путешествие на Кавказ», повествуя о гостеприимстве азербайджанцев, отметил: «Несмотря на наше ночное появление в неурочное время, нам оказали всяческое гостеприимство» (2, 101).
в прошлом в азербайджане строили «аман евляри» - дома для отдыха путешественников, сбившихся с пути, уставших, припозднившихся. Это были в основном пристанища в горной местности. Этнограф С.Гаджиева, отмечая укоренившийся обычай гостеприимства у народов Кавказа, писала: «В условиях слабости центральной власти, отсутствия дорог, замкнутого уклада жизни, слабого развития товарно-денежных отношений возник институт гостеприимства. В жизни народа важное место занимал прием в гости представителей соседних сел» (3, 322).
Гостеприимство зародилось в силу экономических потребностей, способствуя налаживанию взаимоотношений с обитателями ближних и дальних мест, представителями других общин. в каждой азербайджанской семье, независимо от ее социального положения, имеется отдельная комната для гостей со всем необходимым. Путнику, постучавшемуся в незнакомую дверь с намерением заночевать в незнакомом селе со словами «хотите божьего
гостя?», отвечали: «Пусть стану жертвой бога и его гостя» - и приглашали в дом. Этот обычай сохранился до сих пор.
обычно гость приходит неожиданно. есть даже поговорка: «Содержи дом в чистоте к приходу неожиданного гостя». независимо от времени суток, гостя тепло встречают, окружают вниманием и заботой.
если гость появился во время обеда, его обязательно приглашают за стол, при этом заботятся о разнообразии блюд на столе. Фраза гостя «пусть ваша скатерть всегда будет развернутой» считается лучшим пожеланием хозяину дома. Провожают гостя также торжественно, всей семьей. Родители уделяют особое внимание обучению детей правилам гостеприимства – как принимать гостя, как накрывать на стол, обходиться с гостем, провожать гостя в зависимости от его возраста и пола.

В Азербайджане, особенно в сельской местности традиционно проводятся обряды, связанные с мусульманскими праздниками Рамазан (разговения) и Гурбан (жертвоприношений).

Праздник Гурбан отмечается в 10-й день месяца Зиль-Хиджа по мусульманскому календарю. С восходом солнца верующие отправляются в мечеть, а после праздничного намаза расходятся по домам и подготавливают жертвенных животных. отметим, что забой жертвы представляет собой религиозный ритуал и регламентируется строгими правилами. обычно мясо жертвенного животного - «гурбанлыг» рассылается в 7 семей, его принято дарить обрученным девушкам. Принося жертву, человек тем самым дает понять, что своим имуществом обязан аллаху, ради которого готов поступиться всем, что имеет.

Праздник поста – рамазан открывается с появлением луны в 30-ю ночь месяца рамазан. в течение
месяца до праздника мусульмане соблюдают пост с рассвета до заката, в праздничный же день поститься нельзя. в этот день люди собираются в мечети, а после праздничной службы поздравляют друг друга. в праздник поста выпекают и раздают халву и плоские лепешки, собирают пожертвования и раздают нуждающимся.

религиозный обряд «мухарремлик», распространенный на части территории азербайджана, восходит корнями к событиям междоусобной борьбы за власть между отдельными группами в арабском халифате в VII веке. Суть этого обряда состоит в оплакивании убитого имама али, которого шииты считают пророком. в день «мухарремлик» не принято стирать белье, устраивать развлечения, справлять свадьбы и т.п.

в ряду традиционных светских народных праздников азербайджанцев особое место принадлежит древнему празднику Новруз, который символизирует наступление весны и пробуждение природы. К встрече новруза, обычно 21 марта
Изображение

(9 марта по старому календарю), готовятся за несколько недель вперед. Г.абдуллаев в книге «об исламской религии» указывает, что еще до нашей эры первый, весенний месяц года назывался «фярвярдин», а первый день его - «новруз» (т.е. новый день; 4, 52-53). Первое письменное упоминание о праздновании новруза относится к 505 г. до н.э. (5, 180).

К празднику новруз готовят «сямяни» – пшеничный солод, выращенный на хончах в качестве символа весны, а по краям зажигают свечи. Перед праздником новруз дети бьют вареные куриные яйца.
Повсюду в домах, во дворах наводят порядок и чистоту, одеваются в новое, а поссорившиеся мирятся. Последние 4 недели перед самим праздником по вторникам устраиваются веселья в честь четырех стихий природы: воды, Огня, ветра (воздуха), Земли. в этот период повсюду царит веселье, исполняют народную музыку и танцы, песни, разводят костры и перепрыгивают через них, состязаются борцы, силачи, канатоходцы и др. Последний перед новрузом вторник именуют малым праздником, а вечер 21 марта - большим. При приближении смены года снимают с огня трапезу, зажигают свечи, пальцы мажут хной. По народному поверью, свеча-огонь приносит добро человеку и животным, избавляет от болезней (6, 13).
в течение 10 праздничных дней родственникам, соседям дарят подарки. Пожилым людям приносят халат, яблоки, кишмиш и др. невестки дарят гостинцы сначала свекрови, а потом уже матери. на стол в новруз ставят также блюда из рыбы и крашеные куриные яйца. «Яйцо – знак всего мира, раскрашивается в 4 цвета – белый, синий, зеленый, красный, истолковывается как символ 4 времен года, благоденствия» (7, 9). на столе бывает и заранее приготовлен-
ная халва из проросшей пшеницы.
в ряде сельских районов азербайджана в день новруза в домах зажигают свечи по числу членов семьи, а также в честь отсутствующих членов семьи, женихов и невест, гостей. вечером последнего вторника соседям и родственникам посылают праздничные гостинцы. Поссорившиеся также посылают друг другу гостинцы. дети и юноши с мешками в руках ходят по дворам, поют прибаутки и получают гостинцы. или, постучав в дверь, подбрасывают папаху и прячутся, а затем забирают папаху с гостинцем. или же привязывают к концу скалки мешочек и просовывают ее через дверь, также получая гостинец.
в праздничный вечер и рано утром разжигают костры. в полночь и рано утром идут на берег реки, загадывая желание, умывают лицо и руки.
С праздником Новруз связаны древние обычаи загадывания желаний у молодежи. например, девушки одевают один носок, перед сном съедают соленый коржик. если приснится парень, который дает ей воду, то он, согласно поверью, станет ее мужем. Перед сном кладут под подушку зеркало, или расческу, веря, что приснившийся будет спутником жизни. Берут две иголки, наматывают вату на ушко и бросают в сосуд с водой. если иголки станут нос к носу, то считают, что желание исполнится.
Когда приносят хончу обрученной девушке, присутствующие незамужние девушки берут с хончи конфету, откусывают, а другой кусок кладут на ночь под подушку. в полночь эта девушка во сне видит своего
возлюбленного.
несколько девушек берут обручальное кольцо одной, привязывают к нитке и, налив в посуду воду, крутят его в ней. Сколько оборотов сделает кольцо, через столько лет эта девушка выйдет замуж.
Когда мать раздает обед, молодые девушки держат в руках две тарелки. если обед кладут в загаданную тарелку, желание исполнится.
Проснувшись среди ночи, зажегши свечу и встав перед зеркалом, девушка видит в нем лицо будущего жениха.
в праздник ровно в полночь ива прикасается ветвями к земле. у того, кто увидит это, желания исполнятся.
во вторник девушки, стоя во дворе, бросают обувь через голову. если обувь упадет пяткой к дому, то девушке улыбнется счастье, а если наоборот, тогда этот год она останется дома. рано утром о своем желании рассказывают воде. По поверью, это желание сбудется до следующего новруза.
в ночь последнего вторника крадут обувь с порога и бросают на дерево или в воду. Тот, у которого унесли
обувь, всю тяжесть оставляет в ушедшем году. в новруз, идя к соседям, берут два блюдца или стакана и загадывают один. Сосед кладет сладости в одно из блюдец, либо наливает воду в один из стаканов - если в загаданное, желание исполнится.
рано утром в новруз приносят домой кувшин с водой и разбрызгивают в доме, чтобы уберечься от чужого глаза.
По направлению дыма от праздничного костра пожилые люди определяют, как пройдет год, будет он изобильным или наоборот. обычно семьи, держащие траур, костер не разводят. люди прыгают через костер, чтобы прошлогодние трудности и печали сгорели в огне.
в последний вторник все члены семьи по возможности собираются в родительском доме, согревая семейный очаг. Согласно поверью, тот, кто встретит новруз вне дома, в течение 7 лет не сможет побывать дома. Тот, кто не вернет долг, не сможет сделать это также 7 лет. вечером последнего вторника на крышу дома бросают туфлю, а утром смотрят. если туфля упала подметкой вверх, то год будет удачным, и наоборот. если после предыдущего новруза кто-то умер, принято на праздник идти к нему домой с соболезнованиями.
Согласно обычаю, в праздничный день нельзя ничего давать соседям после наступления темноты, поскольку считается, что это передача хлеба насущного, блага. широко распространен обычай бросания платка.
Юноши бросают платок в дверь того дома, из которого хотят девушку. если платок заденет девушку, то они
считаются помолвленными. Подслушивают под чужой дверью, чтобы услышать доброе слово, – «гулагасды».
в среду утром мать, поднявшись раньше всех, отрезает у каждого из членов семьи прядь волос и бросает
в воду – для избавления от горестей и беды. вечером в праздник во всех домах для каждого члена семьи зажигается свеча.
в Губинском районе во «вторник воды» проходят через «новую воду». По поверью, при этом вода поглощает все недуги. Кроме того, поят людей с пропавшим голосом. у воды распевали песни во славу богини воды аба.
в девечинском (ныне шабран) и Сиязанском районах рано утром в новруз разносят праздничную воду. другие пьют эту воду и делают подарки. в праздничный вечер разводят костер, затем палкой проводят черту от края дома. Это делают с намерением быть подальше от дурных людей и чертей.
в Сабирибадском районе на праздник принято покупать и раздавать 10-15 платьев и рубашек. в новруз все сабирабадцы готовят тряпичные узелки на каждого члена семьи и надевают на трубу или другой предмет во дворе, а затем поджигают. узелки должны сгореть целиком. дети тоже делают узелки, зажигают их, крутят над головой и играют.
в праздничные дни членам семьи надлежит брать еду из тарелок друг друга и пробовать. Это символ привязанности. в этот день двери на замок не закрываются, оставаясь чуть приоткрытыми.
в праздничный день молодые девушки кладут в кусты яйцо и прислоняют к нему красный и черный
карандаши. По поверью, этими карандашами аллах начертает судьбу девушки. если на яйце штрих красного цвета, это хорошо, а черного – плохо. иногда рядом с яйцом кладут кусок угля и корень растительного красителя.
в Гёйчайском районе молодые люди бросают камни в двери к девушкам, которые выходят и приглашают их в дом, угощают чаем, сладостями, а напоследок дают гостинец.

в праздничный вечер женщина из числа старших наливает воду в чистый таз и накрывает его платком.
обрученные и неженатые молодые люди бросают в таз кольца, серьги, булавки и другие предметы, после чего эта женщина читает стихи и опускает руку под платок в таз, выбирая наугад брошенные предметы.
Того, чей значок она достанет, ждет свадьба или обручение. Этот ритуал называется «узюк атды».
в бакинском селе новханы на праздник родственники и соседи посылают друг другу обеды. Ходят по дворам с благопожеланиями «Да хранит Аллах твоего сына», и получают гостинец. По традиции устраивают скачки, собачьи и петушиные бои. например, в 20-40-е годы прошлого века в праздничные вечера местный аксакал имамбахыш-киши гарцевал на площади верхом на коне.
дети и юноши играют в старинные игры «Кёса-кё-са», «Артарма», «Энзяли», «Гёзбаглыджа», «Кечял гелди
гач», «Ат минди» и другие. в игре «Артырма» участвуют 2 команды – одна нагибается, а другая перепрыгивает через них. в игре «Энзяли» бросают жребий. Кому жребий не выпал, тот наклоняется, другие прыгают через него. Прыгающие произносят стишки в последовательности; тот, кто не произнесет положенную строфу, заменяет наклонившегося. в игре «Кечял гелди гач» один из участников - «кечял» - лысый бегает за детьми и ловит их. Тот, кого он поймал, должен сказать стишок, спеть куплеты, в противном случае лысый бьет его.
в игре «Ат минди» участвуют две команды. одна команда наклоняется к земле, держась за спину друг друга, а другая прыгает на них, затем первая команда начинает раскачиваться, чтобы стряхнуть верхних. После того, как все упадут, команды меняются местами.

Одним из благородных качеств азербайджанского народа является патриотизм и стремление воспитать детей в духе любви к родине. вслед за уходящими на войну кропили воду – согласно поверью, эта вода облегчает путь идущих в бой, приносит успех. в советское время призывников провожали в армию под музыку, устраивали встречи призывников с ветеранами великой отечественной войны (в последние годы – с участниками карабахской войны).
Повидаться с призывником, уходящим в армию, в дом приходят односельчане, аксакалы, для защитника родины устраивается празднество, дарят гостинцы.
наряду с этим, со временем в календаре праздничных дат утвердились новый год, а также Международный женский день, день республики, различные профессиональные праздники и др. например, в 70-е годы в шамахе, на площади Победы отмечался день доярки с участием 450 доярок. Многие праздники и исторические даты отмечаются не только в официальном порядке, но и в семьях. Кроме того, возник ряд домашних празднеств - отмечание первой получки,
семейные субботники и воскресники.

Таким образом, верховенство семейных ценностей, воспитание подрастающего поколения, соблюдение как традиционных, так и новых обычаев играют главную роль в сохранении традиций азербайджанского народа

литература:

• Kitabi-Dədə Qorqud. Bakı, “Yazıçı”, 1988.
• Düma A. Qafqaz səfəri.Bakı, “Gənclik”, 1985.
• Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в
XIX - начале ХХ в. М., “Наука”, 1985.
• Abdullayev H. İslam dini haqqında. Bakı, “Azərnəşr”,
1958.
• Dadaşzadə M. Azərbaycan xalqının orta əsr mənəvi
mədəniyyəti. Tarixi etnoqrafik tədqiqat. Bakı, “Elm”,
1985.
• Seyidov M. Yaz bayramları. Bakı, “Elm”, 1990.
• Народы Восточной Азии. М., “Наука”, 1965.

http://irs-az.com/new/pdf/201110/131832 ... 456962.pdf

Аватара пользователя
Elja
Знающая
Сообщения: 1450
Зарегистрирован: 04 сен 2012, 15:07
Награды: 15
Репутация: 0
Откуда: Эстония
:
Участник Активистка On-line Азербайджан
Жена Мама Советчица Пальчики оближешь
Мастерица Переводчик 1000 сообщений Год на форуме
С 8 марта! С новым 2013 годом 2 года форуму!
Благодарил (а): 671 раз
Поблагодарили: 837 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Elja » 27 ноя 2012, 16:23

Настоящий азербайджанский гонаглыг: что это такое?

В чем проявляется характер народа? К примеру, скажем, итальянцы известны своим темпераментом и эмоциональностью, англичане – консерватизмом и так далее. А чем славимся мы, азербайджанцы?

Ну конечно же, помимо всего прочего - присущим нашему народу гостеприимством. Наверное, нет другого такого народа, представители которого с таким энтузиазмом и вдохновением готовятся к приему гостей, как азербайджанцы. Причем для нас встретить гостей это не просто накрыть чайный стол. Это целое искусство и целый ряд мер, которые его сопровождают.
Нет такой азербайджанской семьи, которая не устраивает застолий за большим столом с участием родственников, друзей, родственников друзей и друзей родственников. Конечно, сегодня некоторые предпочитают отмечать те или иные события где-нибудь в ресторане, однако не теряет и никогда не потеряет актуальности прием гостей дома.

Итак, с чего начинается азербайджанский гонаглыг, то есть прием гостей?

Самое главное - это повод, причина. Это может быть день рождения, проводы в армию или встреча оттуда же, "хнаяхды", "уч гюнлюк" и пр. Подготовка к "бомбардировке" начинается уже с заверений по телефону о том, что "ничего не нужно, мы просто зайдем на часик". После такого безобидного разговора мы и приступаем к грандиозному приему планетарного масштаба. На ходу продумывается список блюд, начиная от простых закусок и заканчивая пловом и даже кебабом. Благо кухня у нас многообразная, и есть, где пофантазировать. Ведь всего должно быть много и в изобилии, и если к вам, скажем, придет человек десять, все равно нужно приготовить на двадцать. Не уходить же гостям голодными!
В действо оказывается вовлеченным каждый член семьи, для каждого найдется своя роль. Особенно, если в доме работают и учатся, все дела совершаются совместно вечером, и закупка делается поэтапно в течение нескольких дней.

Притом, чтобы угодить всем гостям, нужно хотя бы примерно знать их вкусы и предпочтения. Скажем, тетя Наза на диете, нужно салат один сделать на масле, Самир любит паштет, а дядя Фикрет любит левенги не из рыбы, а из курицы… После того, как все закуплено и до дня "Х" остались сутки, все самые лучшие повара в роду собираются дома, чтобы приготовить блюда и сделать заготовки на следующий день. В то время как женщины орудуют на кухне, мужчины после покупок тоже не должны спокойно сидеть. Ведь нужно принести дополнительные стулья от соседей, переставить мебель, может даже пропылесосить еще разочек...

СПРАВКА: Прекрасным примером гостеприимства азербайджанцев может послужить прием, устроенный беглярбеком Шемахи Абдуллой-ханом в XVI в. В честь английских миссионеров Антони Дженкинсона и Олкока, прибывших по торговым делам. На этом приеме было подано на стол 290 блюд. Вот что писал А.Дженкинсон: "Когда приблизилось время обеда, на полу были разостланы скатерти и поданы различные блюда; по моему счету их было 140. Когда их убрали со скатертями, то разостлали другие и внесли 150 блюд с фруктами и другими пиршественными кушаниями, так что в обе перемены было подано 290 блюд".

И вот долгожданный звонок в дверь. Гости заходят, весь клан в сборе. Тут же прямо с порога начинаются комплименты в адрес внешности каждого. Если это зима, то там же на ходу может быть обсуждена цена, магазин и дата покупки новой шубки или пальто гостьи. В этот оживленный момент обычно вспоминается, что, как всегда, не продуман вопрос с тапочками: "Ничего, ничего вытрите ноги и проходите так".

Первыми рассаживают гостей, там где будет удобно, а остальные, то есть члены семьи, в основном дети и хозяева, садятся на "штрафной" скамейке, то бишь на диване или на табуретках. Начинается оживленная беседа о том, как "сестра тети Рены отдохнула в Турции летом и как все было хорошо", в противовес выдвигается версия о том, что "лучше всего отдыхать сейчас в Дубае", кроме того, не забывают, "почему дочка дяди Исмаила не выходит замуж, ведь у нее столько поклонников!". Ну, и прочие вселенские вопросы.

В промежутках между беседами добродушная хозяйка порой навязчиво предлагает отведать и того, и этого, рассказывая о том, где это куплено, как сделано, а если что-то будет похвалено, то обязательно последует подробное описание процесса готовки. После она встанет и побежит на кухню принести добавки. Вместе с ней это будут проделывать все ответственные за сервировку стола. Конечно, кто-то из женской половины гостей будет упорно рваться помочь, но это не сравнится с еще большим упорством хозяйки, просящей не беспокоиться и лишь наслаждаться трапезой.

Что должно быть на столе во время настоящего азербайджанского гонаглыга? Легче сказать, чего на столе не должно быть. Если кто-то думает, что можно ограничиться выпивкой с легкими закусками, то он просто не знает, что такое наше застолье.

Начнем по порядку. Редко какое застолье обходится без долмы, причем из виноградных листьев. Это блюдо достаточно трудоемкое, но для любимых родственников и друзей никакого времени не жаль. Далее следует плов, причем с несколькими видами гарнира. Рыбное лявянги тоже одно из постоянных гостей на азербайджанском столе. Не обходится без зажаренной до хрустящей корочки курицы. А еще многие считают, что стол без гутаба будет выглядеть слишком скромно.

Думаете много? Это только кажется. И вообще, много – это не страшно, страшно, когда мало. За основными блюдами следуют два-три вида салата, всевозможные приправы, гатыг, напитки – в большинстве безалкогольные, компоты, шербет. О послеобеденном чае со сладостями можно не говорить, потому что это обязательный компонент гонаглыга….

СПРАВКА: Существовал определенный обычай, по которому в Азербайджане принимали и кормили гостя. Гостеприимство азербайджанского народа, уважение к гостю уходит своими корнями в глубокую древность. В Азербайджане считалось, что гостя надо угощать лучшими блюдами - тикя кебаб, тас кебабы и пловы различных видов. Они подавались с различными приправами, зеленью и без спиртных напитков. По обычаю перед обедом молодой человек с кувшином и тазом обходил гостей и поливал им на руки, а зетем подавал им полотенце, чтобы они вытерли руки. Перед обедом желающим подавали кофе и кальян, затем чай с лимоном и разнообразными сортами варенья.. #$cay!@


В подаче блюд бытовал определенный порядок: каждый вид блюда подавался по очереди, подача всех блюд считалась неприличной. Соблюдение такого правила имело положительную сторону: во-первых, между блюдами образовывалась пауза, которая нужна была для обмена мнениями и отдыха, во-вторых, наличие одновременно всех блюд создало бы путаницу, гость мог бы растеряться, в каком порядке их употреблять. Кроме того, изобилие разнообразных приятных запахов могло бы отбить у гостя аппетит.

После того, как все съедено и сказано, гости начинают потихоньку собираться. Правда, хозяева очень настойчиво просят еще посидеть. Но гости убеждают их в том, что уже поздно и нужно как-то почаще собираться вместе. Бывает, конечно, что гости засиживаются, и как бы красноречиво хозяева не поглядывали на часы и не намекали, что завтра понедельник, расходиться не собираются.
На этот случай в старину у азербайджанцев существовал интересный обычай. Если гость чрезмерно задерживался, его сумку до отказа наполняли продуктами и выставляли на дорогу. Это был намек на то, что гостю пора в обратный путь. Хорошая традиция, не правда ли? И вежливо, и понятно, и с заботой о госте, даже самом надоедливом.

"На следующей неделе вы у нас", - замечается напоследок, даже если все знают, что эта следующая неделя может наступить в будущем году. После долгих чмоков, прощаний и провожаний аж до машины, дверь закрывается. Хозяйка падает на стул с чувством удовлетворения и задает домашним вопрос: "Гёрясен, разы галдылар"?..

Здесь уже все остальные с негодованием закатывают глаза. Немая сцена. Занавес…

Эх, почаще бы гости приходили!


Аватара пользователя
cvetocek
Модератор
Модератор
Сообщения: 4286
Зарегистрирован: 25 июл 2011, 15:35
Награды: 17
Репутация: 16
Благодарил (а): 1287 раз
Поблагодарили: 1627 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение cvetocek » 02 дек 2012, 10:17

Настоящий Азербайджан: взгляд из России

Есть такое понятие – горячее кавказское гостеприимство. В период советской власти оно превратилось в настолько растиражированный штамп, за которым не видно самого явления, что потеряло всю свою прелесть. А кавказское гостеприимство – не киношный образ, взлелеянный коммунистической идеологией, и не желание азербайджанцев выставить напоказ какую-то хорошую свою черту, это в Азербайджане не термин, а привычный стиль поведения, норма человеческого общения. Это так же нормально для местного жителя, как просыпаться утром, чтобы прожить еще один день, или пить воду, чтобы утолить жажду.

С местным гостеприимством я столкнулась в первый же день своей первой командировки в Азербайджан. Знала я об этой стране к тому времени ровно столько, сколько знает любой мало-мальски образованный человек: география и история из школьного курса, нефтяные вышки, любимый с детства фильм "Не бойся, я с тобой!", Муслим Магомаев, Низами Гянджеви и братья Нобель. "Пробелы" в знаниях постарались заполнить коллеги-журналисты, наговорив мне перед отъездом массу "интересных" вещей: "Ты что, с ума сошла?! Там стреляют, там вообще ненавидят русских, куда тебя черт несет?! А все их пресловутое гостеприимство – одни сказки и пыль в глаза". Но я человек упрямый, мне во всем нужно убедиться самой.

В общем, все оказалось с точностью до наоборот! И поняла я это буквально в первые же часы. После того как нас расселили и вкусно накормили, я, оставив своих коллег, пошла бродить по городу. Привычка у меня такая – как только попадаю в новый город, мне обязательно нужно обследовать его без сопровождающих. На мой взгляд, только так можно "поймать" тайну не¬знакомого места.

Ноги принесли меня на набережную – море я люблю так, словно на нем родилась. На набережной в ту свою первую и очень холодную ночь в Баку я почти никого не увидела, но тогда меня это не удивило. Это потом мне показалось бы странным такое зрелище, ведь народ прогуливается по набережной до поздней ночи. А в ту первую ночь Баку словно подарил мне себя, интимно, тайно, только мне, мне одной, и я стояла у парапета, и у меня кружилась голова от мерных покачиваний моря и мерцания звезд. И тут мимо проехала машина. Остановилась, развернулась. Я пошла по набережной. Машина медленно двинулась за мной. "Ну вот, началось! – подумала я. – А ведь меня в Москве предупреждали: не гуляй ночью одна!" Машина снова остановилась и при ближайшем рассмотрении оказалась полицейской. Из нее высунулась усатая физиономия и спросила: "У ханым нет проблем? Нет? Ну тогда гуляйте!" – и тихо поехала дальше. "Вот так! – устыдила я саму себя. – Приеду домой, и если еще кто-нибудь когда-нибудь скажет мне, что в Азербайджане опасно или плохо – убью!" А ведь тогда я не видела еще и сотой доли того, что такое Азербайджан!

На следующий день наш гид Али поведал нам об одной презабавнейшей ситуации, которая разыгралась с германскими журналистами. Этим немцам Али рассказал – так же, как и нам, что в Азербайджане можно зайти в любой дом и попроситься на ночлег – накормят, напоят, спать уложат и даже не спросят, кто ты и откуда. Те не поверили. Тогда Али предложил им эксперимент: выбрать любой понравившийся дом и постучаться. Выбрали, постучались. И все получилось точно так, как и было предсказано! Гостей, немного говорящих по-русски, провели в комнату, усадили, стали накрывать на стол. Немцы в шоке! Но едят. Потом им предложили ночлег. Тут они уже отказались – неудобно все-таки! У них отель заказан. Они все по-честному объяснили, попрощались; в дорогу им чего только не надавали! И фруктов, и домашних лепешек, и айрана. Потом наша группа с таким невероятным гостеприимством тоже сталкивалась и каждый раз поражалась. Нас звали в свой дом люди, с которыми мы знакомились на улицах, в магазинах или в музеях. Нас приглашали пить чай, а когда мы отказывались, ссылаясь на отсутствие времени, в открытые окна машины нам совали пакеты с фруктами из своего сада. Запах мандаринов и спелой айвы до сих пор, наверное, не выветрился из той машины, на которой мы проделали свой длинный путь.

Кстати, иностранцы типа этих немцев давным-давно поняли, что Азербайджан – это практически Мекка для туристов, он сохранил свое воспетое в поэмах гостеприимство. Для иностранцев это экзотика, какую не найдешь нигде в Европе. Из России в Азербайджан пока особо не едут – боятся. Чего – непонятно. Вот я и решила: когда вернусь в Россию, расскажу всем, на¬сколько Азербайджан благодатное место для любого туриста (читай – гостя. Потому что турист для азербайджанца – гость дорогой. Со всеми вытекающими).

В связи с азербайджанским гостеприимством мне вспомнилась тема одного из наших многочисленных российских ток-шоу: как и какими способами понадежнее избавиться от нежданно нагрянувших гостей или дальних родственников, приехавших в Москву за покупками или по делам. Герои передачи увлеченно, буквально взахлеб делились уловками и приемами: выставить напоказ чемоданы, призванные доказать то, что хозяева якобы куда-то срочно уезжают; методично выживать гостей из квартиры различными запретами; использовать детей – их подговаривали устраивать сцены и капризничать, чтобы гости просто сбегали из дома с такими неуправляемыми чадами. Объяснялись все эти гнусные уловки тем, что гости надоедают, что Москва не резиновая, что у жутко занятых хозяев гости крадут время, что содержать гостей – это страшные расходы и т.д. Все это я слушала с чувством брезгливости к участникам программы. В Азербайджане подобная тема вызвала бы шквал гневных звонков, писем, а то и гнилых помидоров, летящих в экраны телевизоров.

Да такая тема просто не возникла бы на азербайджанском телевидении! И тут раздался звонок в студию. Какая-то женщина рассказала, как она ездила в Баку и как горячо ее там принимали, как ухаживали за ней и как радовались ее приезду. "Постыдитесь! – сказала она. – Ваша тема – мерзкая тема, как вам не стыдно?! Всерьез рассуждать о том, как избавиться от гостей – это низко и подло! Берите пример с Азербайджана – там уважают и ценят гостей, потому что там живут добрые и отзывчивые люди". Договорить ей, естественно, не дали, звонок "сорвался".

Потом, позже, когда я уже жила в Баку и стала среди своих коллег в Москве общепризнанным "азербайджановедом", я стала глубже и серьезнее изучать менталитет азербайджанцев, местные обычаи. В том числе и истоки гостеприимства. Лежат они довольно глубоко. Одна из версий, объясняющая истоки гостеприимства, такова. Говорят, что пророк Мухаммед сказал людям: "Я ухожу, но вернусь. А так как я способен принимать обличие любого человека, то вы можете увидеть меня кем угодно, даже странником, бредущим по дороге и просящим ночлега". Так что с тех пор любой гость для мусульманина очень дорог: а вдруг это сам Пророк? Гостю могут зарезать последнюю курицу, за столом гостя посадят на самое почетное место, поместят в самую светлую и теплую комнату и отдадут самую лучшую постель. И неважно, знакомый это человек или просто прохожий. Да, возможно, притча о Пророке имеет место, но мне кажется, что это – лишь основа, а в дальнейшем доброта и радушие стали узнаваемыми чертами нации просто потому, что эти черты являются наиболее характерными для азербайджанцев. Это на удивление мирные и незлобивые люди, которые даже о наболевшем национальном конфликте говорят хоть и с глубокой горечью, но не агрессивно, корректно и интеллигентно.

Другие истоки гостеприимства лежат в области природных и географических условий страны. На протяжении веков в Азербайджане было принято предоставлять кров путникам, заблудившимся или отбившимся от каравана. В суровых горных условиях не пустить путника в дом значило обречь его на гибель. Кроме этого, путник был носителем информации, особенно в старые времена, когда таких средств коммуникации, как сейчас, не было. Для уставших или заблудившихся путников азербайджанцы строили на перевалах специальные убежища, где оставляли еду, дрова и постельные принадлежности. Эти убежища и по сей день сохранились в горах Азербайджана как памятники старины. Это говорит о том, что азербайджанцы проявляли гостеприимство не только у себя дома, но и вне его.

В знаменитом азербайджанском дастане "Книга деда моего Горгуда" есть такая фраза: "Дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушатся". Это стало своего рода пословицей и правилом. Об этом писал и великий азербайджанский поэт Физули: "Если придет к моему столу гость, стыдиться не буду, независимо от того, кто он – турок, араб или иноверец". Потрясающее гостеприимство азербайджанцев было настолько хорошо известно на всем Ближнем Востоке и в соседних странах, что нашло отражение и в воспоминаниях путешественников, и в литературных памятниках соседних народов. Александр Дюма, побывавший в кавказских странах, оставил многочисленные свидетельства азербайджанского гостеприимства, более того, он отмечал, что оно несравнимо теплее, чем гостеприимство в домах Тифлиса и Дербента.

Одним из доказательств азербайджанского гостеприимства является даже… наличие в доме постельных принадлежностей в количестве, гораздо большем, чем это требуется для членов семьи. Причем независимо от достатка дома.

Любопытно, что гости в Азербайджане имели свою классификацию – делились на просто посторонних, родственников, друзей, соседей, чиновников. Обычаи приема для каждой группы отличались: соседям под ноги драгоценные ковры, конечно, не стелили, но угощали так же обильно и вкусно и не отпускали без гостинцев.

Кормили гостя тоже в соответствии с определенными обычаями, которые уходят корнями в глубокую древность. Считалось, что гостя надо угощать самыми лучшими блюдами – изысканными сладостями, разнообразными шашлыками и обязательно пловом. Плов мог быть самым разным: с мясом, с зеленью, с фруктами. Спиртные напитки исключались. Ислам вообще запрещает спиртные напитки – так написано в Коране. (Сейчас, правда, на этот запрет мало обращают внимания – все-таки светская страна).

В Азербайджане – как и в прошлом, так и теперь – бытует обычай, по которому гостя по очереди приглашали к себе родственники и соседи хозяина. В прошлом, если по каким-либо причинам в доме отсутствовал хозяин, прибывшего гостя принимала его супруга или старший мужчина в доме.

Считалось приличным, более того – это было в обычае, если в дом, где остановился гость, к вечеру приходили соседи хозяина. Шла долгая, часа на три, четыре, содержательная общая беседа. Ведь гость был носителем новостей и вообще информации.

Гостеприимство нашло свое отражение и в азербайджанских пословицах и поговорках. Например: "Стол гостеприимного человека не оскудеет", "Гость приносит изобилие", "Да буду я жертвой гостя и дороги, которая его привела" (т.е. я готов всего себя отдать гостю), "Дом без гостя – мельница без воды", "Гость приходит сам, а провожает – хозяин", "Ходить званым не стыдись, а незваным не теснись", "Гостю не говорят "кушай"" (т.е. это само собой подразумевается), "Дающая рука всегда выше берущей", "Украшение дома – ребенок, украшение стола – гость" и др. Кстати, пословиц о гостеприимстве в Азербайджане, пожалуй, побольше, чем о каких-то других вещах. И это тоже говорит о многом!

http://news.day.az/society/369802.html?
ИзображениеИзображениеИзображение

Аватара пользователя
Annika
Добрая советчица
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 14 окт 2012, 13:46
Награды: 9
Репутация: 0
Откуда: Украина
:
Участник Активистка On-line Мама
700 сообщений Полгода на форуме С 8 марта! С новым 2013 годом
2 года форуму!
Благодарил (а): 290 раз
Поблагодарили: 337 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Annika » 19 янв 2013, 16:38

Девочки, кто знаком с традициями Азербайджана, мне вчера друг рассказывал, что жена брата в районе пекла хлеб и делала на нём надписи на арабском, а потом они носили показывать этот хлеб мулле...Это к какому-то празднику? Что это за традиция?

Аватара пользователя
Любава
Модератор
Модератор
Сообщения: 6217
Зарегистрирован: 07 авг 2011, 22:15
Награды: 22
Репутация: 14
Откуда: Украина
:
Модератор Участник Активистка On-line
Оффлайн Азербайджан Жена Мама
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Киноман Мастерица
Переводчик Мотиватор 5000 сообщений Два года на форуме
С новым 2012 годом! С 8 марта! С новым 2013 годом 2 года форуму!
Конкурсы (3 место)
Благодарил (а): 933 раза
Поблагодарили: 1604 раза

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Любава » 19 янв 2013, 16:42

Annika писал(а):жена брата в районе пекла хлеб и делала на нём надписи на арабском, а потом они носили показывать этот хлеб мулле...Это к какому-то празднику? Что это за традиция?

Чего только не делают от делать нечего :ne_ne_ne:
Я не знаю такую традицию, поинтересуюсь.
Если хочешь продолжения, не говори никому о начале.

Изображение

Аватара пользователя
Любава
Модератор
Модератор
Сообщения: 6217
Зарегистрирован: 07 авг 2011, 22:15
Награды: 22
Репутация: 14
Откуда: Украина
:
Модератор Участник Активистка On-line
Оффлайн Азербайджан Жена Мама
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Киноман Мастерица
Переводчик Мотиватор 5000 сообщений Два года на форуме
С новым 2012 годом! С 8 марта! С новым 2013 годом 2 года форуму!
Конкурсы (3 место)
Благодарил (а): 933 раза
Поблагодарили: 1604 раза

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Любава » 19 янв 2013, 16:49

Annika писал(а): в районе

В каком районе? Инфо нужна для уточнения)
Если хочешь продолжения, не говори никому о начале.

Изображение

Аватара пользователя
Annika
Добрая советчица
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 14 окт 2012, 13:46
Награды: 9
Репутация: 0
Откуда: Украина
:
Участник Активистка On-line Мама
700 сообщений Полгода на форуме С 8 марта! С новым 2013 годом
2 года форуму!
Благодарил (а): 290 раз
Поблагодарили: 337 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Annika » 19 янв 2013, 17:00

Любава, Массалы - на юге

bambieyes
Болтушка
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 24 ноя 2012, 21:44
Награды: 7
Репутация: 0
Благодарил (а): 93 раза
Поблагодарили: 58 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение bambieyes » 19 мар 2013, 18:38

статья про гостеприимство *THUMBS UP* очень понравилась, аж захотелось в азербайджан

Аватара пользователя
ViktoriyaElnurik
Подружка
Сообщения: 408
Зарегистрирован: 21 авг 2015, 09:43
Награды: 7
Репутация: 2
Откуда: Гянджа
:
Участник Активистка On-line Азербайджан
Мама 100 сообщений Полгода на форуме
Благодарил (а): 214 раз
Поблагодарили: 159 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение ViktoriyaElnurik » 27 сен 2015, 17:12

ой девочки! для меня это гостеприимство поначалу было кошмарным,непривычным..переехали в Гянжда и на второй день понеслась...родственники,друзья.соседи,товарищи и прочие...чай и сладости рекой..а самое главное без приглашения,меня это удивляет иногда до сих пор...ну думаю,сейчас время пройдет и все поутихнет,ну вроде все приходили...через пару дней,на тебе опять двоюродная сестра с детьми заглянула в гости и самое главное я же не готова,хожу себе в халатике с пучком на голове...в общем когда я поняла,что это норма...мужу стала говорить,что как то мне не по себе от таких гостей..вы нас не ждали,а мы приперлись...в общем муж все понял,дал указания родителям...и потихоньку,как то стало все прекращаться....приходят конечно гости к нам, как не без этого...но не так часто,как раньше и звонят маме-мы идем)))
Я не самая красивая женщина в мире.Но когда появился он я поняла,что я самая красивая и самая лучшая,в Его мире.А мне другого мира и не надо)))

Аватара пользователя
Mariyka
Добрая советчица
Сообщения: 521
Зарегистрирован: 17 фев 2015, 13:31
Награды: 6
Репутация: 8
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 149 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Mariyka » 27 сен 2015, 21:36

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться


Добавлено спустя 2 минуты 38 секунд:
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться
Все мечты сбываются, если этого, действительно, очень хочется. Главное - верить!

Аватара пользователя
cvetocek
Модератор
Модератор
Сообщения: 4286
Зарегистрирован: 25 июл 2011, 15:35
Награды: 17
Репутация: 16
Благодарил (а): 1287 раз
Поблагодарили: 1627 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение cvetocek » 27 сен 2015, 23:11

Скрытый текст. Нужно быть зарегистрированным и иметь сообщений: 50
ИзображениеИзображениеИзображение

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13875
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 155
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2829 раз
Поблагодарили: 7700 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Renata » 28 сен 2015, 09:52

cvetocek, и мне. особенно, когда зайдут и на несколько дней останутся :goria_cho: я такого совсем не понимаю, как можно так беспардонно себя вести, а там это в порядке вещей - зашел, не предупредив, посидел, поел, лег заодно и поспал, спросишь у свекрови - а когда они уйдут, а она сама не знает, гости даже не считают нужным оповестить, как долго они тут находиться планируют. Меня вообще эта азербайджанская черта раздражает - никогда не считаться с планами других людей.

Аватара пользователя
Mariyka
Добрая советчица
Сообщения: 521
Зарегистрирован: 17 фев 2015, 13:31
Награды: 6
Репутация: 8
Благодарил (а): 186 раз
Поблагодарили: 149 раз

Re: Традиции гостеприимства в Азербайджане

Сообщение Mariyka » 05 окт 2015, 16:36

Renata, cvetocek, у нас за 2 недели никто не оставался надолго, так как дома места не было, по-видимому :-) . Но я заметила, что не считаться с жизнью, временем и планами других людей - это очень там актуально. И не только в плане похода в гости...
Все мечты сбываются, если этого, действительно, очень хочется. Главное - верить!


Вернуться в «Азербайджанские обычаи и традиции»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость