Женские украшения Азербайджана и Кавказа

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13871
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 115
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2782 раза
Поблагодарили: 7584 раза

Женские украшения Азербайджана и Кавказа

Сообщение Renata » 12 июл 2011, 23:47

История женских украшений в Азербайджане:

Ювелирные украшения азербайджанских мастеров-зергеров по своему назначению можно разделить на несколько групп: пояса, головные, нагрудные, шейные, наручные, украшения для одежды, оружия и животных. Кроме того, изготовление отдельных предметов (сувениров) также относится к работам златокузнецов.
К головным украшениям, в свою очередь, относятся налобные, ушные украшения и для кос; сюда же относятся чут габагы, тесек габагы, габаглыг, чутгу габахы, ченеалты, гармаг, сырга, гырахлыг (нашивались на края динге - головного убора); к нагрудным - самое дорогое и высокохудожественное массивное украшение под названием ай-улдуз (имарет).

Изображение

Изделия из золота

Широко бытовало в городах; изготовляли из золота с применением различных технических приемов и украшали драгоценными камнями, потом брошки и др.; к нашейным – ожерелья разного достоинства; к наручным - браслеты, различные кольца, перстни. Браслеты, как и другие виды украшений, отличались большим разнообразием.

Изображение
Бусы. Полое золото (г. Шемаха, 70-е годы XIX в.)

Изображение
Серьги. Золото. Филигрань (г. Баку, конец XIX в.)

Изображение
Браслет "гюль голбаг". Серебро. Филигрань (ХХ в.)

Своими художественно-орнаментальными особенностями отличались и пояса (кемер).
В этом ремесле существовали локальные различия, что подтверждается этнографическими данными. Обратимся к двум фактам. В Гянджа-Газахской зоне зергеры (ювелиры) изготовляли 4 типа (формы) поясов. В Шеки-Загатальской зоне широко бытовали различные типы серебряных и других поясов. Кроме того, азербайджанские зергеры изготовляли и другие общераспространенные пояса: тахта кемер (из трех частей), текбенд (однокрючковый), дюзме кемер, чангар кемер, кирвенке тогга (фунтовый ремень), сувадах тогга, чилик тогга, саллама тогга и др. Женские пояса украшались тремя рядами серебряных монет достоинством, но встречались такие пояса, к нижним монетам которых подвешивались при помощи коротких и тонких крючков серебряные двугривенники. Они, свободно свисая, звенели во время ходьбы или пляски.

Изображение
Пояс "кямяр". Серебро. Филигрань (XIX в.)


Изображение
Фрагмент пояса. Серебро. Филигрань (XIX в.)[/align]

Изображение
Пояс "кямяр". Серебро. Гравировка с чернью (XIX в.)

Вообще пояса в Азербайджане застегивались массивными пряжками при помощи крючков (гармаг, чарпаз). Пояса являлись обязательным подарком родителей невесты, одним из основных предметов приданого. По существующим обычаям девушки пояса не носили, но каждая девушка, выходящая замуж, имела пояс, так как она после замужества должна была носить его. Пояса имели не только утилитарное значение, но отражали также и социальное положение его носителей. Кроме того, они имели религиозно-магическое значение.

Изображение

Украшения женской одежды состояли из различных затяжек, булавок, пуговиц, а также предназначенных для отделки ворота, подола, рукавов верхней одежды и рубашек, головного убора "динге". У мужчин украшениями для одежды были только газыри и пуговицы, у зажиточных людей и феодальной знати - украшения для головного убора (чалмы и др.), одежды, пояса и обувь. По требованию заказчика зергер в рамках предусмотренных локальных традиций мог изменять или варьировать многочисленные детали предмета, мог также по своему усмотрению выбирать нужные сочетания элементов и деталей. Этим можно объяснить такое большое разнообразие ювелирных украшений в народом быту азербайджанцев, что свидетельствует об индивидуальном мастерстве их создателей.

Изображение Изображение ИзображениеИзображение

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13871
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 115
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2782 раза
Поблагодарили: 7584 раза

Re: Женские украшения Азербайджана

Сообщение Renata » 12 июл 2011, 23:50

Ювелирные украшения

Говоря о ювелирных украшениях, следует учесть два характерных момента: во-первых, ювелирные изделия переходили из поколения в поколение (по наследству), во-вторых, наличие их в каждой семье было значительным, независимо от материала (золотые, серебряные и др.). Золотые и дорогостоящие украшения были характерны для городских семей, где необходимыми для каждой женщины считались серьги, кольца, браслеты, бусы, бисерные нашейные украшения.

Изображение

В дореволюционном Азербайджане существовало и половозрастное деление в ношении украшений. Украшения в Азербайджане носили девочки с 3-4 лет, но в таком раннем возрасте они считались выполняющими функции оберега от "дурного глаза" ("бэднэр"). Эти украшения - бусины ("гёз мынчыгы") пришивали к плечикам одежды, к тюбетейке, вешали на шею или на руку младенцам. Еще одним непременным детским украшением были перламутровые пуговицы - "седеф". В раннем возрасте девочкам прокалывали уши и в ухо продевали тонкую нитку, а позже на нитку надевали одну или две бусинки. Стремясь огородить детей от "злых духов", "дурного глаза", широко применяли различного рода амулеты (из дерева дахдагана [каркас/каменное дерево], айвы, кожи, лоскутов материи и др.), которые выполняли и роль украшений.

Изображение
Пуговицы "дюймя". Золото. Штамп (вторая половина XIX в.)

Существовали также украшения для девочек более старшего возраста (до 14-15 лет); а также для девушек, которые уже могли вступать в брак (после 16-17 лет). К этому времени количество украшений возрастает; некоторые семьи приобретают (путем заказа или покупки) дополнительные украшения для новобрачной к свадьбе, которые она носит и в последующие годы своей жизни. В комплекс украшений невесты входили кольца, серьги, нагрудные украшения, браслеты, ожерелья, несколько рядов бус, головные украшения.

Изображение
Головное украшение "джутгугабы". Золото. Штамп (г. Баку, конец XIX в.)

Изображение
Ожерелье. Золото. Штамп (г. Нахичевань, конец XIX в).


После рождения первенца молодая женщина не могла надевать несколько украшений сразу, потому что считалось, что она должна ходить в более скромном наряде и носить одно-два из своих свадебных украшений. Отличались также украшения замужних молодых женщин, имеющих двух-трех и более детей, от украшений пожилых женщин 45-50 лет. Обычно в этом возрасте ношение различных украшений доводится до минимума - остаются только серьги, кольца; головные и нагрудные украшения исчезают, волосы (косы) прячутся в специальный чехол; на голове носят повязку чутгу. Таким образом, каждой возрастной группе женщин (девочек, девушек-невест, молодых, женщин-матерей и пожилых женщин) соответствовала группа определенных украшений.

Было несколько периодов в жизни женщины, когда она не носила украшения: в дни религиозного обряда "йас"; в течение 40 дней во время траура по умершему. Ношение украшений, кроме эстетического назначения, символизировало торжество, радость, а в указанные нами периоды женщины как бы отрекались от всего радостного, что было связано с украшениями. Женщины не носили украшений и в первые 40 дней после родов ("чиллегырх" букв. «сорок»).

Изученные этнографические материалы свидетельствуют о том, что в Азербайджане ювелирные украшения выполняли несколько функций:

1. Независимые, самостоятельные украшения, т.е. те, которые не были связаны с комплектом одежды. Им принадлежала самостоятельная художественно-декоративная, а первоначально, вероятно, и религиозно-магическая функция (кольца, браслеты, перстни). Их носили постоянно.

Изображение
Кольцо. Золото (из археологических раскопок Мингечаура, II-III вв.)

2. Вторая группа украшений имела утилитарную функцию, соответствовала определенному комплекту или отдельным элементам одежды. Это застежки, бляхи, налобные, височные украшения, украшения для волос (кос), а также пояс (кемер) и чене алты (гармаг) для поддержания головного убора ("динге").

Изображение
Пряжка "тогга". Золото. Филигрань (конец XIX в.)
Изображение
Пояс "кямяр". Серебро. Чернь и штампфилигрань (XIX в.)

3. Третья группа украшений хотя и не имела исторической связи с определенным комплектом женского костюма, но выполняла эстетическую функцию. Украшения этой группы придавали костюму художественно-декоративную завершенность. Сюда можно отнести серьги, нагрудные украшения, ожерелья и различные бусы.

Изображение
Серьги "пиала-зенг". Золото и эмаль (г. Баку, конец XIX в.)


Изображение
Серьги. Золото и жемчуг (конец XIX в.)

4. К четвертой группе украшений относятся те, которые, выполняя утилитарную роль, одновременно использовались для украшения верхней одежды. Для этой цели использовали монеты разного достоинства (серебряные и золотые), "арпа", бисер, золотошвейную вышивку, "бафта", "гара гез" и т.п.

Изображение
Брошь. Бронза и золото (из археологических раскопок, Шемахинский район, I в. до н.э - I в.н.э)

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13871
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 115
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2782 раза
Поблагодарили: 7584 раза

Re: Женские украшения Азербайджана

Сообщение Renata » 12 июл 2011, 23:52

Шебеке (от араб. шабака — сеть),
1) название прорезных или имитирующих их узоров в декоративно-прикладном искусстве Азербайджана.
2) Оконные переплёты и решётки, собранные из стандартных деревянных составных элементов (причём только на шипах), зачастую с разноцветными стеклами, получившие широкое распространение в азербайджанской архитектуре 18—19 вв. Ажурные решётки распространены также в арабских странах («мушарабия») и в Средней Азии (панджара).
Изображение

Изображение

Кроме Шебеке на ювелирных прилавках в Азербайджане продаются изделия под названием Мина. Узоры на изделия из золота и серебра наносятся специальной краской (черного, зеленого, бирюзового тонов).

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

сюмбюль, что означает колос

Изображение

Изображение
отсюда

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13871
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 115
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2782 раза
Поблагодарили: 7584 раза

Re: Женские украшения Азербайджана

Сообщение Renata » 12 июл 2011, 23:53

Найденные при раскопках в Мильской равнине - в Габале, Мингячевире, а также в Нахчыване, других местах украшения - части золотых, серебряных поясов, кольца, браслеты и другие изделия, свидетельствуют, что в Азербайджане еще до средних веков было на высоком уровне ювелирное мастерство. Эти творения ремесленного искусства выделяются оригинальными формами, тонкостью изготовления, использованными сложными в техническом отношении способами украшения: шебекой, тиснением, росписью.

Примечательно, что использованные на ювелирных изделиях того периода украшательные мотивы, например, изображение полумесяца, пятиконечной звезды, других элементы, и в наши дни применяются ювелирами.

Серьги "бадамы сырга". Серебро. Филигрань (XX в).

Изображение

Браслет "гюль голбаг". Серебро. Филигрань (XX в.)

Изображение

Пряжка "тогга". Серебро. Филигрань (XX в.)

Изображение

Кольцо "узюк". Серебро (XX в.)

Изображение

Кулон. Золото и эмаль (г. Баку, середина XIX в.)

Изображение

Диадема "чутгу габагы". Золото. Филигрань (конец XIX в.)

Изображение

Нагрудные костюмные подвески "гоза дюймя". Золото. Штамп (конец XIX в.)

Изображение

Пояс "кямяр". Серебро. Гравировка (XIX в.)

Изображение

Браслет "голбаг". Золото. Штамп (конец XIX в.)

Изображение

Пояс "кямяр". Серебро. Филигрань (конец XIX в.)

Изображение

Пряжка "тогга". Серебро. Штамп-филигрань (XIX в.)

Изображение

Серьга. Полое золото (конец XIX в.)

Изображение

Браслет "голбаг". Золото. Филигрань (г. Баку, конец XIX в.)

Изображение

Пояс "кямяр". Серебро. Филигрань (XIX в.)

Изображение

Кулон (оборотная сторона). Золото и эмаль (середина XIX в.)

Изображение

Пояс "кямяр". Золото. Филигрань (конец XIX в.)

Изображение

Серьги "дорддюймя сырга".Золото. Филигрань (конец XX в.)

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13871
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 115
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2782 раза
Поблагодарили: 7584 раза

Re: Женские украшения Азербайджана

Сообщение Renata » 12 июл 2011, 23:54

Украшения Исламского Востока

Бляха Конец 19 - начало 20 в.Длина 6,0 см; ширина 6,0 см Серебро, бирюза, сердолик, стекло; филигрань
Изображение

Бляха Конец 19 - начало 20 в.Длина 7,6 см; ширина 6,4 см Серебро, металл, агат, монеты; позолота, филигрань
Изображение

Бляха Конец 19 - начало 20 в. Длина 6,0 см; ширина 5,0 см Серебро, сердолик; позолота, филигрань
Изображение

Бляха Конец 19 - начало 20 в. Длина 7,0 см; ширина 6,0 см Серебро, сердолик, стекло; позолота, филигрань, резьба по камню
Изображение

Бляха Конец 19 - начало 20 в. Диаметр 9,0 см Серебро, топаз, бирюза, стекло; позолота, филигрань
Изображение

Бляха Конец 19 - начало 20 в. Длина 12,0 см Серебро, бирюза, стекло, монеты; гравировка
Изображение

Бляха Конец 19 - начало 20 в. Диаметр 4,4 см Серебро, сердолик, бирюза; филигрань
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 3,6 см Серебро, бирюза; позолота, филигрань, зернь
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 10,5 см Серебро, кораллы, стекло; чеканка
Изображение

Конец 19 - начало 20 в.Длина 6,4 см Серебро, бирюза, сердолик; филигрань, зернь
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 3,3 см
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 6,2 см Серебро, бирюза; позолота, чеканка
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 4,2 см Серебро, стекло; чеканка
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 7,0 см Серебро, бирюза, стекло; позолота, филигрань
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 1,8 см Серебро; гравировка, чернь
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 3,5 см Серебро; филигрань
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 2,8 см Золото, металл, бирюза, амальдин; зернь
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 3,4 см Серебро, сердолик, бирюза; гравировка, чернь, зернь
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 3,6 см Серебро, сердолик, стекло; филигрань, зернь
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 2,6 см Серебро, бирюза; позолота, филигрань, зернь
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 5,2 см Серебро, бирюза, амальдин, стекло; позолота, филигрань, зернь
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 3,5 см Серебро, металл, стекло; филигрань, зернь
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 3,6 см Серебро, мастика; гравировка, чернь, филигрань
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 3,4 см Серебро, металл, бирюза, альмандин; зернь
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 2,6 см Серебро, металл, бирюза, альмандин; зернь
Изображение

Браслет Конец 19 - начало 20 в. Ширина 4,0 см Серебро; гравировка, чернь
Изображение

Браслет пластинчатый (в виде обруча) Конец 19 - начало 20 в. Ширина 6,0 см Серебро; чеканка
Изображение

Браслет с кольцами и наперстком Конец 19 - начало 20 в. Длина 23,0 см Серебро, стекло, монеты; гравировка, чернь
Изображение

Браслет. Фрагмент Конец 19 - начало 20 в. Длина 17,0 см; ширина 2,2 см Серебро, бирюза; позолота, филигрань
Изображение

Браслет. Фрагмент Конец 19 - начало 20 в. Ширина 3,6 см Серебро, бирюза; позолота, филигрань, зернь
Изображение

Браслет. Фрагмент Конец 19 - начало 20 в. Ширина 3,4 см Серебро, сердолик, бирюза; гравировка, чернь, зернь
Изображение

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13871
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 115
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2782 раза
Поблагодарили: 7584 раза

Re: Женские украшения Азербайджана

Сообщение Renata » 12 июл 2011, 23:56

Украшения Исламского Востока

Височное кольцо
ИзображениеИзображениеИзображение

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Воротниковая застежка с подвесками

ИзображениеИзображение

Головной убор мальчика. Фрагмент
Изображение

Кольца

ИзображениеИзображение
Изображение

Накосник
ИзображениеИзображение

Пряжка

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Серьга

ИзображениеИзображениеИзображение

Изображение

Изображение

Изображение

ИзображениеИзображениеИзображение

Украшение головы. Фрагмент


Изображение

Украшение-амулет

Изображение

ИзображениеИзображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13871
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 115
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2782 раза
Поблагодарили: 7584 раза

Re: Женские украшения Азербайджана

Сообщение Renata » 12 июл 2011, 23:57

Дар дагестанского ювелира Магомеда Джамалудинова Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства

По сути, это дарение бесценно. Автор использует исчезнувшую на Северном Кавказе и затем самостоятельно возрожденную им технику насечки. Магомед Джамалудинов один из очень немногих мастеров, которые владеют этим мастерством. Украшение, передаваемое Музею декоративно-прикладного искусства, создано с использованием золота высочайшей, 999.9, пробы, - техника насечки не позволяет работать с менее качественными драгоценными металлами. Но главные достоинства этого произведения искусства – красота и одухотворенность, сотворенные золотыми руками и талантом художника, отмечает пресс-служба музея.

В коллекции Музея уже есть более двух десятков произведений Магомеда Джамалудинова. Нынешний дар, безусловно, сделает ее еще более ценной. Уникальное нагрудное украшение станет доступно московской публике и гостям столицы и подтвердит славу дагестанских мастеров-ювелиров.

Изображение

Аватара пользователя
Iressa
Знающая
Сообщения: 1256
Зарегистрирован: 07 июл 2011, 23:57
Награды: 15
Репутация: 1
Откуда: Украина
:
Участник Активистка Советчица Мастер слова
Спортсменка Позитивный настрой 1000 сообщений Год на форуме
Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта! С новым 2013 годом
2 года форуму!
Благодарил (а): 207 раз
Поблагодарили: 215 раз
Контактная информация:

Re: Женские украшения Азербайджана и Кавказа

Сообщение Iressa » 13 июл 2011, 00:15

Больше всего понравились браслеты)) Люблю такие - массивные и красивые)
Лучше быть в шоке от услышанного, чем в ж@пе от происходящего!
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13871
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 115
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2782 раза
Поблагодарили: 7584 раза

ШУША - центр ювелирного искусства Азербайджана

Сообщение Renata » 17 июл 2011, 16:43

ШУША - центр ювелирного искусства Азербайджана

Изображение

Мир искусства Карабаха, как и быт его оседлого и полукочевого населения, исторически развивался и сформировался в контексте общеазербайджанской культуры, на тюркской этнокультурной основе. Это подтверждается характерными для традиционных видов ремесла, развивающегося на базе албано-тюркской этнокультурной среды, присущими им орудиями труда и производственными процессами, а также готовыми изделиями с тюркской и усвоенной азербайджанцами в средние века арабо-персидской терминологией.

Среди отличительных особенностей ремесленного производства Карабаха следует указать на преимущественное развитие и широкое распространение тех локальных видов ремесла и промыслов, связанных с полукочевым бытом. Это - шерстоткачество (производство сукон), ковроткачество и выращивание шелковичных червей, шелкоткачество, изготовление головных платков, войлока, обуви, тулупов и головных уборов, дубление кож, шорное и кузнечное дело, изготовление подков и т.д.

Карабахский край выделяется среди других исторических областей Азербайджана своей пленительной природой и разнообразнымиестественными богатствами. Он представляет собой один из высокоразвитых ремесленных очагов Азербайджана, где было достигнуто высочайшее мастерство местных умельцев. Карабахская земля является одной из важнейших и издревле заселенных человеком зон планеты, что нашло свое подтверждение эпохальной находкой стоянки первобытного человека - неандертальца - в пещере Азых. Таким образом, азербайджанская земля принадлежит к тем зонам Земли, где сохранились самые уникальные памятники человечества. Вместе с тем Азых - свидетельство непрерывности заселенности страны, в том числе Карабаха, древним человеком, а также подтверждение непрерывного культурного прогресса и общественной эволюции многих поколений ее насельников азербайджанской земли.

Немаловажное значение для дальнейших эволюционных процессов имели разнообразные естественные богатства, в том числе занимающие важное место в развитии страны и ее жителей, богатые залежи металла. Албанский историк VIII века Моисей Каланкатуйский, перечисляя в своем знаменитом труде "История албан" естественные богатства страны, в составе которой находился и карабахский край, наряду с другими ископаемыми называет золото, серебро и охру (Моисей Каланкатуйский. История Агван, книга I, глава IV). На такой богатой природной базе в Карабахе возникли и развивались различные виды ремесла, в том числе ювелирное дело. Одним из важнейших и широко известных центров ювелирного искусства Азербайджана являлся г. Шуша, о славе которой были хорошо осведомлены не только на Кавказе, но и далеко за его пределами.

Изображение Изображение

Расцвет ювелирного дела в Шуше напрямую и органически связан с потребностями тюркских аристократических слоев общества в богатой и нарядной национальной одежде и разнообразных украшениях. Аристократические семьи города были главными заказчиками и потребителями изготовленных местными шушинскими ювелирами драгоценностей, золотых и серебряных изделий. Для зажиточных азербайджанских семей Карабаха, живших в Шуше и ведших роскошный образ жизни, требовались, в частности различные украшения, разнообразные золотые и серебряные изделия, драгоценные камни. Следует отметить, что ювелирные изделия привлекали внимание не только богатых слоев населения. В прошлом для национальной одежды азербайджанцев вообще были присущи как завершающий ее элемент разнообразные украшения. Выдающийся азербайджанский этнограф Рашид-бей Эфендиев образно говорил, что национальная одежда азербайджанцев традиционно подходила для украшения ее разнообразными золотыми изделиями, жемчугом, кораллами. Для европейской же одежды, кроме поясного ремня, никакое иное "украшение" не подходило (Архив Института рукописей НАН Азербайджана, Q-2 (19), инв. №8160, л.62).

В противоположность Европе, менталитет азербайджанцев того периода не представлял себе женщин без драгоценностей. Согласно традиционным представлениям прошлого, девушку не могли выдать замуж или привести в дом жениха без ювелирных украшений.Привлекает внимание то обстоятельство, что в карабахской зоне этот обычай являлся этической нормой и неукоснительно соблюдался. Все эти факторы подтверждают появление на карабахской земле такого известного и исключительно важного регионального центра ювелирного дела, как Шуша. В отличие от других центров ювелирного дела, в этом городе наряду с изготовлением золотых изделий было широко развита самостоятельная отрасль производство украшений из серебра (гюмушкарлыг) и драгоценных камней (джавахирсазлыг). Поэтому в прошлом в Шуше наряду с многочисленными золотых дел мастерами получили широкую известность и умельцы, работавшие по серебру и драгоценным камням. В заслуживающем доверия источнике 30-х годов XIX века отмечается, что тогда в Шуше имелось одних только серебряных дел мастеров 12 чел. (Обозрение российских владений за Кавказом, том IV. С.-Петербург, 1836, с.315). Через 70 лет после этого отмечено, что в Шуше 20 ювелирных мастерских, в которых работают 56 умельцев (Труды I съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа. Тифлис, 1902, с.60).

По информации одного из последних и старейших представителей традиционного ювелирного искусства Шуши, мастера Джахангира Алиева, до сих пор с почтением вспоминают плеяду выдающихся азербайджанских ювелиров, работавших в Шуше в конце XIX - начале XX веков, в том числе зергеров, т.е. ювелиров Рустама, Бехбуда, Исмаила, Мухтара, Сейидали, торламачы (т.е. филигранщика) Алиша. В целом слава ювелиров Шуши была настолько велика, что местным мастерам делали заказы жители всего Азербайджана. Свою роль сыграло также и то, что столица Карабаха представляла собой один из важнейших торгово-ремесленных центров на местных и международных караванных маршрутах. Вот почему вплоть до начала XX века Шуша оставалась важным средоточием ювелирного искусства.



Изображение Изображение

Одним из локальных особенностей ювелирного дела Шуши отметим характерное и традиционное для него изготовление позолотно-штампованных изделий - рэнгкарлыг. В связи с этим большинство украшений полировали. Другой местной особенностью шушинского ювелирного центра являлась ограниченность производства здесь дешевых серебрянных изделий. Поэтому среди шушинских мастеров мало применялась техника чернения серебрянных изделий. По этим причинам на готовых изделиях указывали не профессию умельца - "ювелир" или "серебряных дел мастер", а выбивали слова: "мастер позолотки", "эмальер", "филигранщик" и т.д.

В произведениях великого азербайджанского поэта XVIII века Вагифа, бывшего главным везиром Карабахского ханства, неоднократновосхваляются женские ювелирные украшения, изготовленные в Шуше. Большую известность получили и пользовались повышенным спросом в силу своих достоинств и красоты золотые и серебряные изделия, в том числе разнообразные серьги и кольца, ожерелья и пряжки, пуговицы и позументы, заколки, крючки и браслеты. Ювелиры Шуши и их изделия составляют неотъемлемую органическую составную часть общеазербайджанской художественной традиции. Они - наше неувядающее наследие, отличающееся местным колоритом и особенностями.

Опираясь на лучшие традиции азербайджанского ювелирного искусства, шушинскиеумельцы развили его и внесли в него неоценимый вклад, создав высокохудожественные шедевры, остающиеся до сих пор образцами для подражания. Долгие годы в конце XIX и начале XX века проработавший в Азербайджане в пробирной палате видный специалист ювелирного искусства В.К.Згленицкий писал: "Эти полуграмотные ювелиры, в совершенстве овладевшие секретами своей профессии, значительно превзошли своих европейских коллег. Изготовленные ими украшения своим художественным орнаментом, изысканным декором и изяществом восхищают людей. Эти мастера не имеют тех разнообразных инструментов и приспособлений, что используются в Европе при массовом производстве однообразных ювелирных изделий. Изготовленные ими украшения - это результат труда, требующего терпения и искусных рук" (Труды I съезда, с.60). Таких высоких оценок неподражаемого искусства и мастерства азербайджанских, в том числе шушинских умельцев сохранилось множество, как и неисчислимое количество изготовленных ими ювелирных шедевров, до сих пор известных как в быту, так и хранимых в различных музейных коллекциях.


Изображение Изображение


Ариф Мустафаев,
доктор исторических наук, профессор

Аватара пользователя
Ученица
Собеседница
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 02 дек 2011, 14:30
Награды: 8
Репутация: 0
Откуда: москва
:
Участник Активистка 100 сообщений Месяц на форуме
Полтора года на форуме С 8 марта!
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 59 раз

Re: Женские украшения Азербайджана и Кавказа

Сообщение Ученица » 03 дек 2011, 16:57

Потрясающе красиво.
обожаю филигрань,а самбюль тут недавно купила в столице,и надела на свидание с МЧ азер-цем.
И только, прочтя эту тему, поняла,почему он так интересно исподволь рассматривал мой браслет.)))

Аватара пользователя
=НИНА=
Зачастившая
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 17 сен 2011, 10:34
Награды: 9
Репутация: 0
Благодарил (а): 99 раз
Поблагодарили: 66 раз

Re: Женские украшения Азербайджана и Кавказа

Сообщение =НИНА= » 14 янв 2012, 00:17

Скрытый текст. Нужно быть зарегистрированным и иметь сообщений: 50

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13871
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 115
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2782 раза
Поблагодарили: 7584 раза

Re: Женские украшения Азербайджана и Кавказа

Сообщение Renata » 14 янв 2012, 00:25

Выбирают на свой вкус

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13871
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 115
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2782 раза
Поблагодарили: 7584 раза

Re: Женские украшения Азербайджана и Кавказа

Сообщение Renata » 03 июн 2014, 09:15

Двусторонний кулон

Конец XIX века, Баку.

Материал – золото, изумруд, алмазы, рубины, жемчуга.

Техника изготовления – выемчатая эмаль, инкрустрация.

Национальный Музей Истории Азербайджана, Специальный фонд

Изображение

Изображение


Вернуться в «Азербайджанские обычаи и традиции»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя