Памяти бакинских дворовСкоро они останутся только на фотографиях

Наиля БАННАЕВА
Бакинские дворы... Для каждого жителя нашей столицы это выражение — почти сакральное. И очень ностальгическое. Потому что их очень мало осталось, этих дворов. Тех самых, что мы видим в фильмах «Наш учитель Джабиш», «Следствие продолжается» и других.
Но во время съемок тех лет подходящую натуру искать не приходилось. Она была повсюду, несмотря на то, что с военной поры тогда минула уже пара десятилетий. Возводились помпезные сталинки и первые хрущевки, но многие, очень многие люди продолжали жить и в таких вот дворах — с их деревьями, бельевыми веревками, прогнившими балконами и бесконечными лестницами. А сейчас все это — уходящая натура, уходящая жизнь...
Конечно, город должен строиться. И он строится бурными темпами. И нет никакого сомнения в том, что процесс исчезновения старых бакинских дворов нужен и важен. Действительно, стыдно в двадцать первом веке жить в покосившихся, лишенных элементарных удобств домах. Но все же что-то неуловимо близкое, дорогое уходит вместе с ними. Потому что и плюсы того времени были налицо. Недостатки быта во многом уравновешивались особой атмосферой. Это ведь не так уж плохо, когда все со всеми знакомы. И когда «рождения справляют и навеки провожают всем двором», что вспоминается сегодня с ностальгией.
Пронзительная новелла Чингиза Абдуллаева «Свадьба» — один из примеров того, как творчески переосмысливается процесс исчезновения старого Баку. В ней показаны отношения между людьми в те годы, в тех многонациональных, дружных, пускай и не богатых, но веселых и шумных дворах. Не все было гладко, конечно, но была задушевность, которая никогда не станет уделом современных горожан, тщательно запирающих двери своих квартир на бесчисленных этажах бесконечных высоток. И как знать, что тому виной — уж не отсутствие ли у этих самых высоток нормальных дворов? Там негде вывесить белье, поставить столик для доминошников или детскую песочницу. Там некогда общаться. Прощайте, старые бакинские дворы.

