Живопись в Азербайджане. Художники Азербайджана

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 14092
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 275
Откуда: Санкт-Петербург
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 3077 раз
Поблагодарили: 8348 раз

Живопись в Азербайджане. Художники Азербайджана

Сообщение Renata » 14 июл 2013, 21:33

История живописи Азербайджана


Формирование этих жанров началось в основном с XV века и было связано с развитием станочной живописи. В исторический жанр живописи входят произведения, отражающие исторические события, исторических героев.

Среди наиболее древних примеров этого искусства в Азербайджане VIII - X веков до н.э. выделяются - наскальные рисунки Гобустана, рисунки, относящиеся к началу Бронзового века (3-е тысячелетие до н.э.). В горах Кельбаджарского района - Айчингылы и Перечингилы, расположенных к северу от города Ордубад, наскальные изображения гор Гемигая заслуживают исключительного значения и важности. На выгравированных наскальных рисунках Гобустана отображается образ жизни живущих в то время древних людей, их быт, а также изображения связанные с их трудом, которые вызывают глубочайший интерес. Выгравированные сюжеты сцены связанные с охотой, скотоводством, земледелием, с другими областями быта, а также даются изображения людей и животных.

В средние века широко развивалась миниатюрная живопись Азербайджана. В XVI веке великими художниками Тебризской миниатюрной школы - Султан Мухаммедом, Музеффером Али, Мир Сеидом Али были созданы редкие произведения миниатюрной живописи, которые по сей день, хранятся в мировых музеях. В средние века искусство живописи Азербайджана было органически связано с архитектурой. В городах - Шеки, Шуша, Губа, Ордубад, Лачин и др., а также в населенных пунктах, дошедшая до наших дней настенная роспись была тесно связана с произведениями народного творчества. Огромную популярность приобрела настенная роспись дворца Шекинского Ханства. В XVIII - XIX веках, созданные мастерами - Аббасгули, мастер Ганбар Карабагы, Али Гулу, Гурбан Али, Шюкюр и др. Настенные рисунки отличаются богатством, разноцветностью с точки зрения декоративных элементов. Традиции Азербайджанской монументальной живописи (в середине XX века был разрушен дворец Сардара в Иреване (Ереване) ,были уничтожены 4 портрета больших размеров на стенах дворца, написанные Мирза Гадимом Иревани. Эти традиции были продолжены в украшении рисунками целого ряда домов в Шуше.

Развитие станочной живописи в Азербайджане связано с именем Мирзы Гадима Иревани. Более эффективно он работал в области портретного жанра. Им созданы совершенные портреты, с художественной точки зрения, такие как - «Танцовщица», «Дервиш» (странствующий отшельник), «Силач», «Всадник». В произведениях Мир Мевсума Навваби передаются мотивы природы, цветов, птиц. Притягивают, созданные поэтессой Хуршудбану Натаван пейзажи, изображения цветов.
Наши художники достигли огромного успеха и в области сценического оформления. Т. Салахов создал великолепный декор к пьесам «Антоний и Клеопатра», «Гамлет» (по В. Шекспиру), «Айдын» (по Дж. Джабарлы), в особенности созданное им художественное оформление (совместно с А. Фаталиевым) постановки оперы «Кероглу» имеет ясные конструкции. М. Абдуллаев прекрасно создал оформление балета Ниязи «Читра», оперу Уз. Гаджибекова «Лейли и Меджнун», «Кёроглу» яркими и разноцветными красками. Постановки балетов Т. Нариманбекова - «Тени Гобустана» Ф. Караева, «Семь Красавиц» К. Караева, «Эпос» Насими, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова» отличаются романтическим оформлением стиля. В развитии театрально - декоративного искусства огромную роль сыграли - Б. Афганлы, Х. Мустафаев, С.М. Фефименко, Я.А. Торопов, А. Аббасов, Е. Асланов, Б. Эфендиев, М. Амеев, А. Сеидов, Е. Мамедов, Ф.А. Халилов, Ф. Гафаров и др. В области кино - Дж. Азимов, К. Наджафзаде, Н. Зейналов, Ф. Багиров, Р. Исмаилов, М. Агабеков, Н. Байкишиев и др.

В 90-х годах XX века начался новый этап национальной культуры, в условиях независимости Азербайджанской Республики, а также наступила новая стадия развития Азербайджанского искусства. Художники - Н. Гасымов, М. Тагиев, С. Хагвердиев, Т. Джавадов, Ф. Халилов, А. Ибрагимов, Б. Маратлы, Н. Рзаев, А. Аскеров, У. Хагвердиев, и др. создали оригинальные картины в жанре живописи.






Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 14092
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 275
Откуда: Санкт-Петербург
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 3077 раз
Поблагодарили: 8348 раз

Re: Живопись в Азербайджане. Художники Азербайджана

Сообщение Renata » 27 янв 2014, 16:20

"Плагиат": мировые шедевры в бакинской интерпретации

Минувшим вечером в Центре современного искусства состоялась выставка, кардинально отличающаяся от всех остальных, ранее проводившихся мероприятий подобного рода. Заманчивое название "Плагиат", а также тот факт, что организацией занимались отнюдь не дилетанты, спровоцировали целый бум под крышей галереи.

Это была четвертая по счету выставка проекта I love Art, целью которого является представить окружающим еще никому не известных молодых художников, для которых, быть может, подобные мероприятия станут начальными звеньями в их дальнейшей творческой карьере.

Что касается тематики, то тут все просто - участники должны были выбрать любой шедевр мировой известности и повторить его на полотне с добавлением какой-нибудь своей детали. Таким образом, создавалось нечто альтернативное, смесь прошлого с настоящим, так сказать, новый взгляд на хорошо знакомое старое.
Участие обошлось молодым талантам в 30 манатов, но это абсолютно не послужило препятствием - стены двухэтажной галереи "ломились" от картин. Самым популярным произведением, которое "перерисовывали" художники, стал легендарный "Квадрат" Малевича. На одном полотне с помощью разноцветных клякс в него вдохнули новую жизнь, а на другом - перевернули, сменив его геометрическую форму и превратив в ромб.

Насчет Сальвадора Дали - пожалуй, сюрреализм в его исполнении нравится всем и каждому, так как немалая часть картин была "плагиатом" именно на его произведения. Запомнилась пародия на "Медитативную розу", что в оригинале представляет собой огромный алый цветок, парящий высоко над пустыней, над маленькими силуэтами двух влюбленных и символизирующий их чистую безграничную любовь. В современной же интерпретации одной из участниц выставки от этой любви спасались, ее старались избежать - по крайней мере, именно это я прочитала по картине, где девушка раскрыла над собою зонт, защищаясь тем самым от воздействия розы.
Также мое любопытство вызвала пародия на картину Эдварда Мунка под названием "Крик". Как известно многим, в оригинале персонаж на полотне кричал от того, что небо резко окрасилось в кроваво-красный цвет, и он был не в силах преодолеть наступившее моральное изнеможение. Подобные видения были испытаны самим автором - у Мунка в некоторой степени наблюдалось психическое расстройство личности. Однако в Центре современного искусства мужчина на полотне кричал по другой причине - просто бедолага умудрился потерять свои уши.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Тюльпанчик
Модератор
Модератор
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 20 авг 2014, 13:04
Награды: 9
Репутация: 129
:
Модератор Участник Активистка On-line
Мама Советчица Ислам Позитивный настрой
700 сообщений
Благодарил (а): 662 раза
Поблагодарили: 575 раз

Re: Живопись в Азербайджане. Художники Азербайджана

Сообщение Тюльпанчик » 04 май 2018, 18:38

Картины азербайджанских художников покорили Ивано-Франковск

В украинском городе Ивано-Франковске в рамках международного фестиваля искусств "Карпатский простор" проведена выставка работ азербайджанских художников Акбара Джавадова и Расима Сейдимова.

Изображение

Изображение


Выставка организована городской администрацией и посольством Азербайджана в Украине.

Как сообщили Vesti.Az в посольстве Азербайджана в Украине, на открытии выставки присутствовали мэр города Руслан Марчинкив, послы Азербайджана, Грузии, Венгрии и Болгарии, общественные деятели и журналисты. Перед собравшимися выступил Р.Марчинкив, который отметил, что ежегодный фестиваль "Карпатский простор" проводится при активном участии посольства Азербайджана, на фестивале широко пропагандируются культура и традиционная кулинария азербайджанского народа.

Помимо этого, в нынешнем году запланированы мероприятия по случаю предстоящего 100-летия Азербайджанской Демократической Республики.
Мудрость-это когда все понимаешь, но уже не огорчаешься...

Аватара пользователя
Тюльпанчик
Модератор
Модератор
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 20 авг 2014, 13:04
Награды: 9
Репутация: 129
:
Модератор Участник Активистка On-line
Мама Советчица Ислам Позитивный настрой
700 сообщений
Благодарил (а): 662 раза
Поблагодарили: 575 раз

Re: Живопись в Азербайджане. Художники Азербайджана

Сообщение Тюльпанчик » 22 июн 2018, 02:31

Азербайджанские келагаи в искусстве – ФОТО

Изображение

Амина Меликова, зав. отделом международных отношений, Азербайджанский национальный музей искусств, заслуженный работник культуры

День 26 ноября можно смело назвать Днем азербайджанского келагаи.

26 ноября 2014 года Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО пополнился еще одной реалией: «Традиционное искусство и символизм келагаи, изготовление и ношение женских головных платков». Сертификат был привезен в Баку и вручен Первому вице-президенту Азербайджана, послу доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан ханум Алиевой генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой в мае 2015 года, в ходе работы Всемирного форума по межкультурному диалогу.

Келагаи - азербайджанский национальный платок - несомненно, принадлежит к числу наиболее популярных видов национальной традиционной культуры. Среди головных аксессуаров азербайджанской женщины келагаи появился около 300 лет назад, и, в отличие от многих других элементов национальной одежды, по сей день не утратил своего значения и продолжает оставаться неотъемлемым элементом одеяния азербайджанских женщин любых возрастов и сословий. Традиционное одеяние азербайджанских женщин отличается большим разнообразием. Это замечание касается не только различных видов одежды, которую непременно шили из определенных видов ткани, как местного производства, так и привозных. Также и покрытие головы, которое можно условно обобщить термином «платок», существует во множестве групп и видов, в зависимости от ткани, времени года, наконец, события, на которое направлялась женщина - рождение ребенка, похороны, базар, работа.

Размышляя о келагаи как традиционном женском головном уборе, понимаешь, что это - не просто функциональная деталь одежды, как, впрочем, и азербайджанский ковер - не просто деталь домашнего убранства. Оба эти вида традиционного азербайджанского искусства текстиля представляют стройную систему формальных и эстетических принципов, построенную на основе жестких, непререкаемых правил, восходящих к тайнам миростроения, скрытым законам природы, правилам, отражающим, в конечном счете, философию жизни.

Описания азербайджанской женщины в келагаи широко распространены в национальном фольклоре, произведениях литературы и изобразительного искусства. Если беглым взглядом окинуть работы художников Азербайджана советских лет и периода независимости, то нетрудно заметить, что ключевым атрибутом одежды азербайджанской женщины в них выступает традиционный азербайджанский шелковый платок - келагаи.

Обращаясь сейчас к произведениям азербайджанской живописи, создававшимся на протяжении десятилетий, начиная с конца 1920-х годов, интересно рассмотреть, какую интерпретацию получал этот элемент женской одежды, в настоящее время ставший одним из ключевых символов национальной культуры, в работах художников разных национальностей, возрастов, стилевых предпочтений.

Одна из наиболее ранних работ советского периода, в которых запечатлен образ азербайджанской женщины «нового времени», принадлежит кисти известного русского советского художника, воспитанника русской реалистической школы Федора Модорова, который в середине 1920-х годов приезжал в Баку. Среди работ, созданных им в результате той поездки, безусловный интерес представляет портрет «Азербайджанская женщина», 1928, отличающийся естественной, жизненной передачей образа.

Изображение

Героиня этого портрета - рядовая азербайджанка, слушательница образовательных курсов в рамках программы по ликвидации безграмотности. Поражает, с каким достоинством и чувством уважения показал художник эту простую женщину, одетую отнюдь не парадно. Ее смуглое, загорелое лицо выдает в ней «труженицу полей». Однако художник показывает свою героиню без пафоса, создавая определенный эффект «сиюминутности» и случайности. Простое, светло-голубое платье подчеркивает смуглый тон лица женщины, как и в целом скульптурную выразительность ее черт. Показательно, что келагаи, покрывающий голову азербайджанки, показан художником в деталях: здесь передана не только гладкая, блестящая фактура тонкого шелка, но и узор, представляющий собой одну из широко распространенных, традиционных орнаментальных композиций.

Впоследствии, азербайджанские художники использовали келагаи именно в силу его знаковой природы как специфического элемента азербайджанского женского костюма. Таковы портреты Натаван, созданные в разные годы Наджафгулу Исмайловым, Октаем Садыхзаде, Хафизом Зейналовым. Таков и ряд других образов, символизирующих собой национальную культуру.

Наджафгулу Исмайлов

Изображение

Октай Садыхзаде

Изображение

Хафиз Зейналов

Изображение

Изображение

Также и многочисленные портреты колхозниц - победительниц соцсоревнования или рядовых тружениц хлопковых, чайных или рисовых полей - как правило, создавались при непременном участии келагаи. Особенно актуальным присутствие этого аксессуара было в тех портретах, где основные персонажи были одеты в «универсальные» платья и пиджаки - типичный род официальной женской одежды, в которую, как правило, облачались советские женщины 1930-50-х годов, обладавшие определенным общественным или государственным статусом. Таковы портреты.

Изображение

Часто художники стремились представить своих героинь в романтическом ключе, в органичной для них среде. Но и в таких случаях присутствие келагаи было призвано как раз усилить романтический оттенок, придать образам женственность, опять же подчеркивая национальную специфику как портретируемых, так и окружающего ландшафта. Таковы работы Ваджии Самедовой («Хлопкоробка Сурейя Керимова», 1957), Салама Саламзаде («Под солнцем», 1958), Гасана Ахвердиева, Джангира Рустамова «Трудящиеся полей», «Южанки».

Ваджия Самедова («Хлопкоробка Сурейя Керимова», 1957)

Изображение

Салам Саламзаде («Под солнцем», 1958)

Изображение

Гасан Ахвердиев

Изображение

Джангир Рустамов «Трудящиеся полей»

Изображение

Изображение

Джангир Рустамов «Южанки»

Изображение

Келагаи для азербайджанских женщин - элемент одежды на все случаи жизни: его носили и в повседневной практике, и по праздникам, и в процессе работы. Интересно, что даже в обобщенных композициях, зачастую эскизного характера, включение в картину келагаи незамедлительно придает ей сугубо национальный характер, как, например, в картине Миклашевской «Ковровщицы», 1937. Среди аналогичных картин можно назвать и многочисленные композиции Т.Тагиева, М.Абдуллаева, Б.Мирзазаде, Х.Зейналова и многих других художников, активно работавших на протяжении всего советского периода, особенно в 1940-е-1970-е годы.

Миклашевская «Ковровщицы», 1937

Изображение

Т.Тагиев

Изображение

Изображение

М.Абдуллаев

Изображение

Б.Мирзазаде

Изображение

Изображение

Х.Зейналова

Изображение

Перечисленные выше художники относятся к разным поколениям, их работы отмечены различными стилистическими предпочтениями, а также техникой исполнения. Но есть черта, которая определенно прослеживается в произведениях, созданных на разных этапах развития азербайджанской художественной школы и принадлежащих авторам различных художественных направлений. Это поразительная точность в передаче орнамента, типологии того или иного келагаи. Тип композиции, вид орнамента, конкретные узоры, колорит, в совокупности составляющие «мир келагаи», как правило, безошибочно прочитываются в картинах, даже выполненных в свободной живописной или эскизной манере.

Так, келагаи группы «Гераты» (или – «Баскал») часто использовалась Саттаром Бахлулзаде в его картинах. Наиболее известные из них – «Натюрморт с келагаи» (1973) и «Азербайджанская сказка» (1973). В первой из этих работ келагаи составляет основной фон композиции. Предметы натюрморта - гюльгабы (кувшинчики для розовой воды) и вазочка с гвоздиками - органично сочетаются с композицией келагаи, почти вписываясь в нее как неотъемлемые элементы орнаментальной структуры самого платка. Также и на втором холсте – «Азербайджанская сказка» - два келагаи аналогичной композиции показаны как естественные составляющие азербайджанского ландшафта.

Саттар Бахлулзаде «Натюрморт с келагаи» (1973)

Изображение

Саттар Бахлулзаде «Азербайджанская сказка» (1973)

Изображение

Также и во многих других работах, упомянутых выше, типология того или иного платка прочитывается с безошибочной точностью.

С этой точки зрения особое место занимают произведения графики - рисунки, линогравюры, литографии, посвященные быту азербайджанцев.

Это, прежде всего, акварели А.Азимзаде из двух его серий – «Сцены старого быта» и «Сто типов дореволюционного Баку». В композициях «Свадьба у богатых», «Свадьба у бедных» представленные женские персонажи одеты в различные келагаи, среди которых большое место занимают композиции с бута - концентрические композиции или бута, равномерно заполняющие собой все поле. Также обращают на себя внимание узоры, которые уже не встречаются на келагаи, создаваемых в настоящее время.

А.Азимзаде «Свадьба у богатых»

Изображение


А.Азимзаде «Свадьба у бедных»

Изображение

Еще один художник, создавший в искусстве широкую панораму старого быта и национальных типажей азербайджанцев - Алекпер Рзакулиев, автор обширной графической серии «Старый Баку».

Изображение

Изображение

Изображение

Принадлежа к поколению старейших художников Азербайджана (он родился в Баку в 1903 году), А.Рзакулиев живо отразил в своих работах (рисунки тушью и линогравюры) сцены жизни старого Баку. Выпускник ВХУТЕМАСа, он органично сочетал в своей манере формальные особенности художественного авангарда с сугубо национальным колоритом, создавая некое подобие азербайджанского лубка. Обращают на себя внимание детально прописанные орнаменты на таких предметах одежды и домашнего быта как келагаи, юбки, джорабы, ковры. Основной узор, показанный художником на келагаи в самых разных сценах, так или иначе связан с мотивом бута, что с учетом анализа произведений многих других азербайджанских художников и прежде всего А.Азимзаде и С.Бахлулзаде наводит на мысль о том, что орнамент бута в различных вариантах можно считать наиболее распространенным и наиболее любимым в системе декора келагаи.

Аналогичный этнографический характер присущ целому ряду портретов горянок, созданных старейшей художницей Азербайджана Марал Рахманзаде. Ее серия литографий, посвященная высокогорному селу Хыналыг, в целом, носит глубоко этнографический характер (не считая, конечно, сугубо художественного качества композиций). Особенно обращают на себя внимание покрывала - шали и чаршабы, покрытые различными узорами, в которые закутаны женщины гор. Среди многих композиций данной серии также можно опознать и келагаи, украшенные разными традиционными орнаментальными схемами. И это особенно касается портретов, в которых строгие, мужественные лица пожилых и молодых женщин обрамлены келагаи, повязанными разными способами.

Изображение

Изображение

Изображение

Интересно, что и в творчестве художников поколения 1980-х, когда актуальность «национального своеобразия в искусстве» поменяла свою векторность в сторону более интуитивной, внутренней связи авторов с художественным наследием прошлого, интерес к келагаи как атрибуту национальной культуры не угас, и келагаи продолжает оставаться в фокусе интереса со стороны азербайджанских художников.

Не случайно среди ярких образцов азербайджанской живописи имеются такие, в которых келагаи представлен не только как символ национальной культуры, но и как знак моральной чистоты, духовной опоры, внутренней силы, которую человек впитывает с молоком матери, впитывает вместе с соками родной земли... В картине Саттара Бахлулзаде «Моя мать» (1972-73), пожилая женщина облачена в белый келагаи с зеленой каймой («агзамин яшыл»). Кажется, художник не случайно выбрал эти цвета. Белый - цвет духовной чистоты и цвет святости, зеленый - цвет весны, а значит - цвет пробуждающейся жизни. Мать художника, облаченная в келагаи такого типа и помещенная среди цветущих ветвей, предстает как символ жизни и святости природы. Таким же признаком достоинства и внутренней стойкости выступает келагаи и в картине Таира Салахова «Женщины Апшерона», 1967.

Саттар Бахлулзаде «Моя мать» (1972-73)

Изображение

Таир Салахов «Женщины Апшерона», 1967

Изображение

В современном искусстве Азербайджана келагаи продолжает свою жизнь так же, как он продолжает прочно занимать свое место среди аксессуаров современной азербайджанской женщины. Современные художники посвящают этому платку концептуальные проекты (как, например, большой проект по келагаи Фархада Фарзалиева), они создают, как было замечено выше, новые узоры и орнаменты, которые органично вписываются в струящееся движение шелка и соответствуют символической картине мира, свойственной этому древнему виду одежды.

Фархад Фарзалиев

Изображение

Изображение

Изображение

Хочется подчеркнуть, что став важнейшим символом национального своеобразия в искусстве уже на заре формирования национальной художественной школы, келагаи и по сей день не утрачивает свою актуальность и значимость. Более того, он меняется, он развивается, как бы проявляя тем самым свой органический, природный характер, по-прежнему оставаясь неотъемлемым признаком национальной идентичности.

...Келагаи - это память, он как шкатулка с воспоминаниями. Это носитель событий, радостных и грустных, когда его надевали близкие сердцу люди. Можно с уверенностью сказать, что сегодня многовековая традиция производства и ношения келагаи переживает свое возрождение. Это
стало возможным, благодаря любви, физической и душевной энергии многих людей, за что им низкий поклон. Келагаи был, есть и будет неотъемлемой частью народной национальной культуры.

Живи, наш келагаи...!

Отметим, что в статье рассмотрены произведения искусства из коллекций Национального музея искусств и Государственной картинной галереи Азербайджана.
Мудрость-это когда все понимаешь, но уже не огорчаешься...


Вернуться в «Азербайджанская культура и искусство»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость