Народные ремесла в Азербайджане

Аватара пользователя
Тюльпанчик
Наставница
Сообщения: 1925
Зарегистрирован: 20 авг 2014, 13:04
Награды: 15
Репутация: 648
:
Модератор Участник Активистка On-line
Мама Фото Советчица Пальчики оближешь
Меломан Меценат Ислам Позитивный настрой
Мастерица 700 сообщений 2000 сообщений
Благодарил (а): 2060 раз
Поблагодарили: 1106 раз

Народные ремесла в Азербайджане

Сообщение Тюльпанчик » 03 июл 2020, 10:41

Изготовление металлических изделий в Азербайджане

Изображение

Найденные при раскопках на территории Азербайджана материально-культурные ценности показывают, что еще во II тысячелетии до нашей эры предки азербайджанцев использовали в жизни и быту изготовленные из бронзы образцы посуды, кинжалов, топоров, поясов, золотых украшений и т.д.

Со временем металлическое ремесло на территории Азербайджана совершенствовалось. И уже в средние века достигло высочайшего уровня. В этот период народные умельцы куют из металла различные виды оружия, домашнее имущество: утварь, сундуки, посуду (азербайджанцы издавна готовят в медной посуде), изумительные ювелирные украшения и другие образцы умелого ремесленничества, многие из которых дошли и до наших дней.

Изображение

Это подтверждают - ремесленные образцы, найденные во время археологических раскопок в этих местах: бронзовые скульптуры, фигуры животных и птиц, кувшины, казаны и пр. Позже стали изготовляться головные уборы и пояса из драгоценных металлов, украшенные чеканным орнаментом. Некоторые орнаменты, имеющиеся на чеканных предметах, часто переплетались с надписями арабского алфавита. И арабская вязь дополняла орнаменты и делала их еще более красивыми. Азербайджанские мастера-медники посредством горячей ковки придавали любую форму своим изделиям: известно более 80 видов медных изделий различных наименований. Сегодня многие образцы этих находок хранятся в известных музеях мира.

Основные технические способы изготовления металлических изделий: чеканка, тиснение, гарасавад, шебеке, хатемкарлыг и глазурование.

Чеканка является одним из древних способов. По сравнению с другими техническими способами ремесла это наиболее легкий способ. Для чеканки требуется острое зрение и большое мастерство. Мастера работают молотком и острым резцом.

Изображение

При тиснении золотые, серебряные или другие металлические части накладывают на формы с узором или росписью и начинают бить деревянным молотком. Таким образом, ценный металл приобретает желаемую форму рисунка. Этот метод использовался при изготовлении поясов, пуговиц, браслетов и пр.

Гарасавад , в основном, применялся при работах на поверхности серебра, так как черный хром на этом металле дает более отчетливые чистые белые линии. На отбитой гладкой поверхности серебра царапаньем создается рисунок, затем участки вокруг него покрываются черным веществом. Этот способ больше всего использовался при изготовлении драгоценных изделий (поясов, кинжалов, пистолетов, пороховниц и т.д.).

Изображение

Изображение

Шебеке в современном деле означает изготовление из тонких кружевных проволок рисунка или узоров. Шебеке в основном бывает двух видов: первый создает основу изделия из золотых или серебряных нитей, второй - покрывает поверхность изделия.

Изображение

Хатамкарлыг в области ювелирного искусства Азербайджана имеет большое наследие. Для украшения кинжала, сабли, различных ремесленных образцов этим способом поверхность этих изделий «пробуривается» на небольшую глубину, затем эти отверстия, сделанные в виде контура рисунка, забиваются золотыми, серебряными или цветными металлическими гвоздями. После окончания процесса поверхность «шляпок» гвоздей сравнивается и напоминает красивую мозаику. Это требует от мастера большого вкуса и умения. Азербайджанские ремесленники и в этом деле добились большого признания.

Изображение

Глазурование позволило поднять ювелирное искусство Азербайджана на большую высоту. Способ глазурования занимается в заполнении глазурованной смесью какого-либо рисунка или узора. Для этого на поверхность золотых, серебряных и других металлических частей переносят (методом тиснения) формы с рисунками (птиц, животных, растений и т.д.). Затем в создавшееся углубление заливают глазурованную смесь. В азербайджанском глазуровании наиболее широко использованы светло-розовый, зеленый, голубой, черный и красный цвета. Каждая краска, вливаемая в сделанные углубления, имела свою специфичность, нагреваясь, покрывалась тончайшей пленкой, сохраняющей краску от расплыва. Волшебное разноцветие азербайджанской глазури, гармония ее красок поистине пленяют, вызывают у людей восхищение.

Изображение
Мудрость-это когда все понимаешь, но уже не огорчаешься...

Аватара пользователя
Тюльпанчик
Наставница
Сообщения: 1925
Зарегистрирован: 20 авг 2014, 13:04
Награды: 15
Репутация: 648
:
Модератор Участник Активистка On-line
Мама Фото Советчица Пальчики оближешь
Меломан Меценат Ислам Позитивный настрой
Мастерица 700 сообщений 2000 сообщений
Благодарил (а): 2060 раз
Поблагодарили: 1106 раз

Re: Народные ремесла в Азербайджане

Сообщение Тюльпанчик » 03 июл 2020, 11:11

Вышивка в Азербайджане

Вышивка – древнейший вид художественного творчества, свидетельствующий о богатстве духовного мира и одаренности азербайджанского народа. Техника и композиция азербайджанских вышивок своими корнями уходят в глубокую древность.

Начало распространения в Азербайджане различных видов вышивания можно установить по археологическим данным. Простейшие элементы орнаментов, аналогичные вышитым, - прямые и ломаные линии, зигзаги, точечный орнамент, кружочки, треугольники, ромбики - можно проследить на керамических сосудах эпохи ранней бронзы (III тыс. до н. э.).

Вышитые изделия отличались богатством и разнообразием орнаментальных мотивов, самыми популярными из которых были цветы: роза, нарцисс, гвоздика, мак, лилия, цветы фруктовых деревьев, а также колосья и листья различных форм.

Геометрические узоры вышивок состояли из прямых и ломаных линий, зигзагов, треугольников, четырехугольников, шести - и восьмигранных розеток, ромбиков, звездочек и символического изображения солнца.

Изображение

На вышивках также любили изображать птиц: соловья, павлина, голубя, попугая, удода, воробья, фазана, перепелку, куропатку и других. Из представителей животного мира чаще других на вышивках изображали джейранов, черепах, змей-драконов, лошадей и т. д.

Изображение


Из бытовых предметов встречаются узоры в виде графинчиков для розовой воды, футляров для расчесок, флаконов для косметики, кувшинов и других. В Азербайджане популярными и широко распространенными в быту видами вышивок были: золотое шитье, вышивка гладью, тамбурным швом, шитье блестками, бисером, штампованными бляшками, «пристегивание», аппликация, вышивка спиралью и филейная работа.

Наиболее древнее из всех видов вышивок - золотое шитье. Для основы использовали очень плотные ткани. Лучшим материалом служил однотонный бархат красного, бордового, фиолетового и зеленого цветов. Вышивали также на тонком сукне различных тонов, парче, атласе и сафьяновой коже. Для золотого шитья использовали золотые или серебряные нити фабричной выработки.Изображение

Чаще всего золотым шитьем украшали верхнюю женскую одежду, головные уборы, предметы домашнего быта, конные украшения и более мелкие изделия. Существовал даже обычай включать в приданое невесты различные предметы, вышитые золотом.

Изображение

Основой для тамбурной вышивки служил тонкий местный или привозной бархат и сукно красного, черного и темно-синего цветов. Сложный и причудливый узор исполнялся яркими шелковыми нитками на темном фоне. Вышивка тамбурным швом была занятием не только женщин. Многие мужчины проявляли свое незаурядное мастерство в этой области прикладного искусства. На ткани, натянутой на пяльцы, мастер сначала вышивал контурную линию рисунка, а затем заполнял все его внутреннее поле. Тамбурным швом украшались женские одежды, чехлы на подушки, банные коврики, покрывала.

Изображение

Другой, также широко применяемой техникой вышивания, являлось шитье гладью. Для этой вышивки обычно использовали шелковые и шерстяные цветные нитки неярких, пастельных тонов, часто в сочетании с золотыми. Гладью вышивали одежду, настенные украшения, покрывала для лица, занавеси и т. д.

Изображение

Большой интерес представляют вышивки жемчугом и бисером, которыми издавна украшали элементы костюма, предметы быта и т. д.

Вышивка блестками - это нашивание их на ткань по контуру рисунка из шелковых цветных ниток.

Изображение

Аппликация и спираль являются сравнительно молодыми приемами вышивки.
Мудрость-это когда все понимаешь, но уже не огорчаешься...

Аватара пользователя
Тюльпанчик
Наставница
Сообщения: 1925
Зарегистрирован: 20 авг 2014, 13:04
Награды: 15
Репутация: 648
:
Модератор Участник Активистка On-line
Мама Фото Советчица Пальчики оближешь
Меломан Меценат Ислам Позитивный настрой
Мастерица 700 сообщений 2000 сообщений
Благодарил (а): 2060 раз
Поблагодарили: 1106 раз

Re: Народные ремесла в Азербайджане

Сообщение Тюльпанчик » 21 июл 2020, 10:59

Керамика

Изображение

Наиболее полное представление о культуре и уровне развития народа дает керамика. Хотя это и не самый прочный материал, из которого изготавливались предметы быта, но именно благодаря керамике можно понять и художественные предпочтения людей, и дать оценку уровню их бытового комфорта, и предположить наличие тех или иных природных ископаемых на данной территории, и проследить торговые связи этого народа, и даже в общих чертах получить представление об их мифологии и верованиях. Найденные археологами древние гончарные печи, гончарные круги и керамические изделия на территории современного Азербайджана говорят о том, что гончарное ремесло существует здесь более 3700 тысяч лет. Даже поверхностный взгляд на древние керамические изделия начиная от кирпича и кончая небольшими статуэтками говорит о том, что уровень гончарного искусства в Азербайджане был очень высоким: форма предметов, сделанных на гончарном круге, была идеально ровной, а обжиг равномерным.

Изображение

Керамика в Азербайджане делится по своим показателям на три типа: керамика крашеная, обливная и керамика чернолощеная. Основным центром крашеной керамики была территория Нахчывана, а чернолощеная керамика (которая превалировала над крашеной) локализовалась в районе городов Мингечавир, Газах и Ханлар. Самые красивые образцы обливной керамики найдены в районе Гянджи и Бейлягана, их отличает особая чистота цветов и яркость глазури. Обливная керамика (т.е. керамика, покрытая цветной глазурью) вообще свойственна странам Востока. Глазурь - стекловидный сплав - закрывает все поры сосуда и придает ему блеск, красочность и праздничность.

Изображение

Изображение

Керамика использовалась очень широко, археологи выделили несколько основных областей ее применения: утилитарная, бытовая керамика (посуда, светильники, тендырные печи), промышленная (тигли и формы для отливки металлов), строительная (кирпич, декоративно-облицовочные плиты), украшения (бусы, подвески, серьги, браслеты и пр.) и всевозможные статуэтки бытового и религиозного назначения.

Статуэтки от 4 до 25 см в высоту, которые в условной манере без излишней детализации чаще всего изображали женщин, недаром выделены как отдельное направление керамики в древнем Азербайджане. Они пользовались не только большой популярностью, но и играли определенную роль в мировоззрении и мировосприятии народа. Изображение именно женщин далеко не случайно: женщина как хранительница очага, как продолжательница рода несла в себе сакральный смысл бытия, являясь символом плодородия, плодовитости и силы. Женщинам поклонялись, потому что они несли в себе животворное начало.

Часто можно было встретить и зооморфные сосуды. Емкость, куда наливалась жидкость, представляла собой тело зверя или птицы; выливалась жидкость из головы. Самым древним и основным мотивом специалисты считают изображения барана. Древние считали, что баран отпугивает злых духов и не дает им проникнуть в сосуд и натворить неприятностей. Барана изображали как целиком, так и частями: есть сосуды, на которых присутствует только голова или только рога барана.

Изображение

Изображение

Чем пользовались люди в повседневной жизни, очень хорошо показывает погребальный инвентарь, найденный при раскопках могильников. Все предметы очень богато декорированы. Тип и сюжет растительных и геометрических орнаментов, а также сюжетных росписей с преобладанием сцен охоты в каждой области отличался от соседних регионов. Объединяло их одно: богатство декоративных приемов. Мы видим и обычную некрашеную обожженную керамику с нанесенным на нее поцарапанным геометрическим узором (Нахчыван), и некрашеную керамику с цветным растительным узором (Дашкесан, Шамкир), и глазурованную обливную (Бейляган, Гянджа), и чернолощеную с врезным орнаментом, заполненным белой ангобной массой (Газах, Ханлар). Очень часто гончары использовали орнаменты не только в качестве украшения, но прежде всего как пиктограммы, имеющие глубокую символику, связанную с культовыми обрядами. На орнаментах присутствует знак колеса, зигзага, солнца, рогов; специалисты считают, что это доказывает, насколько сильно было развито в этих краях земледелие и скотоводство, что, в свою очередь, говорит об оседлой жизни народа.

Изображение

Изображение

Керамические изделия с территории Азербайджана занимают достойное место не только в музеях Азербайджана, но и в самых разных музеях мира: в московских Оружейной палате, Музее народов Востока, Государственном историческом музее; в санкт-петербургском Эрмитаже и музее Казанского собора; в лондонском Музее Виктории и Альберта; в парижском Лувре и Музее декоративных ремесел; нескольких стамбульских музеях, в частности, Топ Капы сарае; во многих американских музеях, в частности, в вашингтонском "Метрополитене"; в Каирском историческом музее, а также в музеях Рима, Берлина, Будапешта, Женевы, Тегерана и т.д.
Мудрость-это когда все понимаешь, но уже не огорчаешься...

Аватара пользователя
Тюльпанчик
Наставница
Сообщения: 1925
Зарегистрирован: 20 авг 2014, 13:04
Награды: 15
Репутация: 648
:
Модератор Участник Активистка On-line
Мама Фото Советчица Пальчики оближешь
Меломан Меценат Ислам Позитивный настрой
Мастерица 700 сообщений 2000 сообщений
Благодарил (а): 2060 раз
Поблагодарили: 1106 раз

Re: Народные ремесла в Азербайджане

Сообщение Тюльпанчик » 21 июл 2020, 11:12

Бакинские лудильщики хранят древние тайны своего ремесла (фото)


Лейла Мурад, Тофик Бабаев "Москва-Баку

В самом центре Баку, недалеко от бывшего Кемюрчу базара, протянулись мастерские ремесленников, чинящих античные предметы. В этих лавках можно часами разглядывать полки, где пылятся старинные самовары или позолоченные подсвечники, которые, вполне возможно, когда-то украшали гостиную бакинского миллионера-нефтепромышленника. Корреспонденты «Москва-Баку» побывали в мастерских у ремесленников-галайчи, которые возвращают жизнь античным предметам.

Изображение

Галайчи в переводе на русский язык означает лудильщик. Эта редкая профессия сохранилась в Азербайджане во многом благодаря уникальному селу Лагич, которое известно, как древний край ремесленников. В старину горное село называли «городом сорока ремесел» - медного, гончарного, оружейного. Среди них на почетном месте были галайчи, которые из поколения в поколение передавали секреты чеканки и работы с медными предметами.

Примечательно, что многие из ремесленников зиму проводили у себя в селе, а летом ехали в Баку, где у них были мастерские и постоянные клиенты. Впервые в азербайджанской столице они появились в конце 80-х годов прошлого столетия, у Кемюрчу базара, на Кубинке. Тогда здесь друг за другом на одной из узких улиц открылся ряд мастерских ремесленников из Лагича. Несмотря на то, что за прошедшие годы Баку изменился – Кемюрчу базар снесли, а на его месте построили новостройки – мастерские сохранились и все еще хранят редкие античные предметы.

Свою лавку Мехман-уста открывает ровно в 9 часов утра. Несмотря на то, что клиентов с каждым днем становится все меньше, работа все равно продолжается. «Недавно на починку принесли старинный самовар без носика, хозяин попросил новый сделать, но так, чтобы он от старого не отличался. Задача нелегкая, надо найти подходящую медную посуду, переплавить ее, чтобы сделать новый носик. Скоро придет забирать самовар, надеюсь, останется довольным», - говорит Мехман уста.

Изображение

В мастерской ремесленника более 40 самоваров – одни на починку, другие мастер покупает у местных жителей и перепродает. «Молодежь не всегда ценит старинные предметы. Недавно пришел юноша, ему в наследство от родителей достался самовар. Я поразился, когда увидел на нем подпись своего дедушки, который был известным мастером в Лагиче. Не мог не купить, и теперь это моя реликвия», - говорит мастер.

Изображение

В соседней лавке работает Рамиз уста. У него на полках тоже хранятся самовары, подсвечники, позолоченные рамки, кувшины. «Недалеко от нас открылся отель и проходящие по нашей улице туристы часто заглядывают к нам. Сегодня
чаще всего они у нас приобретают старинные предметы», - говорит Рамиз уста.

В это время в мастерскую заглядывает пожилой мужчина, спрашивает Арифа-уста. Как оказалось, он был отцом Рамиза и многие годы работал на Кубинке. Сегодня его дело продолжает сын и внуки. «Люди привыкли годами ходить к одним и тем же ремесленникам, которым они доверяют. Мне доверяют, как сыну Арифа-усты, знают, что работаю по старинным технологиям и качественно сделаю свою работу. На самом деле, этому ремеслу не учат посторонних, оно передается из поколение в поколение», - говорит мастер.

Изображение
Мудрость-это когда все понимаешь, но уже не огорчаешься...


Вернуться в «Азербайджанская культура и искусство»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость