Барда / Bərdə

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 13916
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 152
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2811 раз
Поблагодарили: 7627 раз

Барда / Bərdə

Сообщение Renata » 19 фев 2015, 10:52

Барда́ (азерб. Bərdə) — город, центр Бардинского района Азербайджана.



Население города в 1969 году составляло 19,3 тысячи человек, в 2006 году — 37,9 тысяч

География

Барда расположена на Карабахской равнине в 260 км от Баку, на реке Тертер. На проходящей через город железнодорожной ветке Евлах — Агдам имеется станция Барда.
В нескольких километрах от города находится линия соприкосновения войск Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики.

История

В нескольких километрах от современной Барды находятся остатки древнего города Барда, столицы Кавказской Албании и резиденции албанского католикоса, которая была построена в V веке албанским царем Ваче II по повелению сасанидского царя Пероза (457—484) и вначале называлась Перозапат (перс. Perozapat), а позднее — Партав (арм. Պարտավ; груз. ბარდავი) и Барда (араб. بردعة‎‎ и араб. بردع‎‎). Российский этнограф-кавказовед А. В. Гадло ссылаясь на «Книгу завоевания стран» арабского историка IX века Джабира Аль—Баладзори упоминает, что Барда была основана сыном Пероза Кавадом I для того, чтобы оттеснить хазар на север за реку Кура. Российский историк К. В. Тревер не исключает, что город Партав, основание которого арабским историком приписывается Каваду I, и есть Перозапат восстановленный или достроенный в период его правления.

Благодаря своему важному географическому положению (город располагался на пересечении караванных путей Востока), Барда являлась крупным торгово-ремесленным городом: имела оборонительные стены, защитный ров, каменные мостовые, крытые рынки. Персидскими марзпанами, находившимися в Барде, чеканились серебряные монеты сасанидского образца, с указанием монетного двора.

На протяжении столетий осуществлялись многочисленные попытки завоевания города. В первой половине VII века Барда была осаждена войсками византийского императора Ираклия I, в результате военных событий, происходивших между Персией и Византией.

В борьбе против захватчиков особенно прославился правитель Кавказской Албании, князь «всея Албании» Джеваншир, правивший в VII веке; он сражался против Сасанидов, Византии, хазар и арабов, заключая против завоевателей тактические союзы то с одним, то с другим из своих противников. Тем не менее, в 667 году, под угрозой нашествий арабов с юга и хазар с севера, Джеваншир признал себя вассалом Халифата, что стало поворотным пунктом в истории страны и способствовало её исламизации. В начале VIII века Албания была полностью завоёвана Халифатом, и в 705 власть Михранидов была упразднена.

В составе Арабского Халифата

В период нахождения Албании в составе Халифата, Барда становится столицей Арминийи (до этого столицей был город Двин), провинции Арабского Халифата, включавшей также Армению и Картли. По одной версии это произошло в 752 году, по другой Барда становится резиденцией арабских наместников намного раньше — в период правления наместника Абд ал-Азиз ибн Хатима, правившего с 706 года по 717 год. Это стало результатом походов арабского полководца Масламы в Закавказье. Барда стала центром арабской администрации, её авангардом. В период правления Омеядов и Аббасидов Барда являлась резиденцией большинства наместников арабской провинции. Барда была завоёвана во времена правления халифа Османа. В городе находился дворец наместника и пятничная мечеть с сокровищницей. Истахри так описывал Барду:

« Что касается до Берда'а, то это город большой, более фарсаха в длину и в ширину, здоровый, цветущий и весьма обильный посевами и плодами. В Ираке и Хорасане после Рея и Испагани нет города более значительного, более цветущего и более красивого по местоположению и угодьям, чем Берда'а... Смоквы в Берда'а привозятся из Ласуба, и считаются они лучшим сортом из этого рода плодов. Из Берда'а вывозится много шёлку. Червей шелковичных вскармливают на тутовых деревьях, не принадлежащих никому. Много его (шёлку) отправляется оттуда в Персию и Хузистан...Около ворот Берда'а, называемых «Воротами курдов», рынок по имени «ал-Кюркий», величиною фарсах в квадрате. На него собирается народ каждое воскресенье, и стекаются сюда люди из всевозможных стран, даже из Ирака. »
В период правления халифа аль-Мансура, по его указанию, правитель Арминийи Йазид ас-Сулами женился в Барде на Хатун — дочери хазарского кагана Багатура. Подробности этого брака описаны Ибн А’сама аль-Куфи. В приданое невесте каган назначил 100 тысяч дирхемов. Принцесса и двое её детей скончались через 2 года, что послужило причиной для очередного вторжения хазар в Закавказье.

Барда являлась исходным пунктом всех проводимых арабами торговых путей через Закавказье. Их было несколько: путь на восток в Ширван, где господствовала династия Ширваншахов, проходил через Шамаху, а оттуда в Дербент, являвшейся главной гаванью этих областей. Следующий путь лежал на юго-восток в город Байлакан, далее он пролегал через Муганскую степь в Ардебиль. Путь на северо-запад в Тифлис проходил через Гянджу. Был также путь на юго-запад, в армянскую столицу Двин.

В X столетии арабский автор Ибн-Хаукаль сообщает, что население Барды говорит по-аррански, то есть на кавказско-албанском языке нахско-дагестанской ветви индоевропейских языков:

« для многих групп населения в окраинах Армении и прилежащих стран существуют другие языки <чем персидский и арабский>, как армянский — для жителей Дабиля и области его, а жители Берда’а говорят по-аррански »

Захват города русами

В 943/944 гг. город был на короткое время захвачен пришедшими с севера русами. Богатства Барды и стали, видимо, причиной его разграбления. До нас дошёл подробный рассказ Ибн аль-Асира — историка XIII века об этих событиях. Русы были, по-видимому, знакомы с берегами Каспийского моря и направились на главный город мусульманского Кавказа. Сначала русы на ладьях миновали Каспийское побережье, затем въехав в устье реки Куры поднялись по течению. В тот период Азербайджаном и частью Аррана правила одна из ветвей династии Саларидов. Во главе её с 941 гг. стоял Марзубан Саларид, под властью которого оказались Азербайджан, часть Аррана и территории до Дербента. Правивший в Барде наместник Марзубана Саларида выступил против русов с 5000 тысячами человек. Ибн ал-Асира писал:

« И не прошло больше часа, как мусульмане были обращены русами в бегство, и были перебиты дейлемцы все до последнего. Русы последовали за бежавшими до города; и убежали все, у кого было верховое животное, и покинули город. »
Войска Марзубана подойдя к Барде начали осаду города. Русы заперев ворота, отбивались несколько месяцев. Но все же действия Марзубана оказались безуспешными. Летом 945 гг. среди русов разгорелась эпидемия, вызванная неумеренным потреблением плодов. Барда была оставлена ими между летом и осенью 945 гг. Двинувшись к Куре и сев в свои ладьи, находившиеся там под охраной, они спустились по Куре, увозя с собой добычу.

Монголы и ильханы

Барда серьёзно пострадала во время монгольского нашествия и была восстановлена при Ильханах Ирана. Во время похода Тамерлана город вновь был разрушен.

Экономика

Барда, наряду с несколькими другими районами Азербайджана, входит в состав Аранского Экономического района. Промышленные предприятия: хлопкоочистительный завод, маслосырозавод, завод железобетонных изделий, швейная фабрика. К основным занятиям населения относятся сельское хозяйство, хлопко-, шелко- и птицеводство, производство молочных продуктов.

Достопримечательности

Несмотря на нередкие землетрясения, в Барде сохранился ряд средневековых архитектурных сооружений:

башенный мавзолей Ахмеда Зочейбаны 1322 года (зодчий Ахмад ибн Айюб аль-Хафиза Нахчивани) с двумя богато декорированными порталами и узорной облицовкой из простых и поливных кирпичей;



остатки второго мавзолея XIV века (так называемый Ахсадан-Баба). Расположен неподалёку от башенного мавзолея, приписывается тому же зодчему;

мавзолей-мечеть Имамзаде с четырьмя минаретами, XVII—XIX вв.
Уроженцем города была Бахшалиева, Говхар Бахшали кызы — азербайджанский ученый-востоковед, арабист.

Изображение

Мечеть Угурбейли

Вернуться в «Города и районы Азербайджана»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость