Шуша / Şuşa

Аватара пользователя
Tаira
Знающая
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 09 июл 2011, 14:24
Награды: 21
Репутация: 1
Откуда: Россия
:
Администратор Участник Активистка On-line
Мама Фото Увлеченный книговед Пальчики оближешь
Меценат Ислам Мастерица Ученик
700 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкурсы (2 место)
Благодарил (а): 633 раза
Поблагодарили: 490 раз

Шуша / Şuşa

Сообщение Tаira » 12 мар 2012, 18:05

Изображение
Шуша́ (азерб. Şuşa)) — город в Нагорном Карабахе. Расположен в предгорьях Карабахского хребта, на высоте 1368 м над уровнем моря, на автодороге Степанакерт — Горис, в 11 км к югу от Степанакерта. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей город, является административным центром Шушинского района НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики — административным центром Шушинского района Азербайджана, не совпадающего с одноимённым районом НКР.


История Шуши
Основание города
Принято считать, что город основан в 1751 г. Панах-Али-ханом как крепость для защиты Карабахского ханства в армянском меликстве Варанда, на месте, предложенном владетелем Варанды меликом Шахназаром II (союзником Панаха). Город вначале назывался Панахабад в честь своего основателя, а в дальнейшем стал называться Шуша, по имени близлежащего селения Шушикент (упомянутое как Шушикенд у Мирзы Джамала Джеваншира Карабагского). По сообщению Мирза Джамала Карабаги, до основания города Панах-Али ханом на этом месте «не было никаких жилищ. Это место было пашней и пастбищем, принадлежавшими жителям Шушикенда, расположенного в шести верстах восточнее крепости».

Изображение
Крепость Шуша, наши дни

Традиционная история основания города следующая. Панах-Али бек, сын карабахского бека Ибрагим-Халила Джеваншира, служивший при Надир-шахе и скрывавшийся впоследствии в Шеки и Ширване, провозгласил себя ханом Карабахским, где правил в 1748—1759 гг. Панах-Али хан сначала построил крепость в местечке Баят, затем у источника Шах-булагы. Армянский мелик Варанды, Мелик-Шахназар, враждовавший с другими меликами, первым из армянских меликов признал власть Панах-Али хана и предложил ему место для новой и более надежной крепости; последний построил на этом месте крепость и, переселив в неё население близлежащего армянского села Шушикент, Шахбулага и ещё нескольких деревень, избрал её местом своего постоянного пребывания. В дальнейшем Панах-Али хан подчинил своей власти армянских меликов Карабаха и распространил свою власть на значительные территории, периодически включавшие Гянджинское, Эриваньское, Нахичеванское и Ардебильское ханства.
По сообщению некоторых армянских источников Шуша была основана на месте более раннего (со средних веков) армянского укрепления Шошва Снах и это мнение недавно получило археологическое подтверждение после того, как армянскими археологами была раскопана часть стен армянской крепости, к которой примыкает Шушинская крепость XVIII в., а также армянские средневековые могильные хачкары и даже керамику античной эпохи, демонстрирующую, что территория была непрерывно заселена с древности. Данная информация подтверждается в рапорте А. В. Суворова князю Г. А. Потемкину, где сообщается, что «Шах-Назар… сей предатель своего отечества призвал Панахана, бывшего прежде начальником не знатной части кочующих магометан близ границ карабагских, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его сигнагом покорным.».
Город прославился героической обороной от нашествия иранской армии (Ага Мухаммад-хана) в 1795. До 1823 г. Шуша оставалась столицей Карабахского ханства. С 1813 (фактически с 1805) в составе России.
Расцвет Шуши в XIX — начале XX века
Во время Русско-персидской войны 1826—1828 малочисленный гарнизон Шуши под начальством полковника Реутта при активной помощи местных армян около 40 дней героически сопротивлялся иранской армии Аббаса-Мирзы, при которой был и бывший хан Карабаха Мехти-хан.
После ликвидации ханства Шуша — столица Карабахской провинции Каспийской области; с 1840 уездный город, в 1868 г. вошёл в состав Елизаветпольской губернии.
Согласно «Описанию Карабахской провинции», составленному в 1823 году по распоряжению генерала Ермолова, в Шуше проживало примерно 1111 мусульманских и 421 армянских семей. С 1847 году Шуша получает статус города; по данным Кавказского календаря в 1851 г. в городе проживало 12 724 постоянных жителей, из них армян 6 357. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона дает для 1883 года сходный процент этнического состава населения: 25 656 жит. (13 282 муж. и 12 374 жен.), в том числе 56,5 % армян и 43,2 % азербайджанских татар; остальные — русские (3 % ) и евреи. Накануне Первой мировой войны численность населения была 43 тысячи (из них 30 тыс.? армяне), в 1920 г. 67 тыс. (из них ~ 30 тыс. армяне).

В XIX веке были составлены три генеральных плана (в 1820-е, 1837 и 1855 гг.), согласно которым проводилась активная застройка города. К концу XIX в. армянский район занимал около 65 % территории города и включал в себя 18 кварталов; армянская часть была нагорной, татарская — низменной. В армянской части было реальное училище, уездная семинария для девочек, а затем и театр; там же располагались и присутственные места. В татарской — русско-татарская школа, ряд музыкальных училищ, а также частные школы Говхар-Аги (сестры последнего карабахского хана) и Самед-бека Агаева.
Первый театр построил в 1896 году Мкртич Хандамирян (Хандамиров) (рядом с церковью Газанчецоц), хотя театральные представления ставились здесь ещё с первой постановки пьесы Мирзы Фатали Ахундова в 1848 году. В 1902 году была построена городская больница Джамгаряна, а в 1905 году новое здание реального училища. Город строился по проектам известных архитекторов Симона Тер-Акопяна, Маргаре Карагезьянца, Арменака Гондазесьяна и др. В 1870—80-х годах в городе открылись первые высшие музыкальные училища — школы фольклорной музыки Харрата Кули и Кор Халифы. В 1889 году на средства азербайджанской поэтессы Хуршидбану Натаван в город был проведён водопровод из родника Исы. Самая старая из сохранившихся в Шуше мечетей была построена в 1768 году Ибрагим-ханом, самая старая церковь — в 1816 братьями Баадурянами.
В начале ХХ века в городе имелось пять армянских церквей (в том числе монастырь и 20-метровый собор Сурб Аменапркич Казанчецоц — Св. Христа Спасителя), две соборные и несколько квартальных мечетей, и одна православная церковь. От старого города сохранились части крепостных стен, два замка (все — XVIII в.), многочисленные жилые каменные дома XVIII—XIX вв. в армянских кварталах, армянский собор. Улицы были довольно широки и вымощены камнем; вообще город отличался некоторым благоустройством.
До 1920 г. в Шуше в разное время выходили в свет 22 газеты, из которых 20 на армянском языке и 2 — на русском. Первая книга, на армянском языке в Шуше была издана в 1828 г.
Во время армяно-мусульманской резни в 1906—1907 гг было сожжено и разграблено более 300 домов армян и вся торговая часть, был сожжен театр. В татарском секторе сгорело около 80 домов. К началу 1907 года население города резко уменьшилось.
Потребовалось целое десятилетие, чтобы город в какой-то мере восстановился. Торговая часть армянского сектора была восстановлена, но многие армянские дома ещё долго лежали в руинах.

Изображение
Центральная часть Шуши. На переднем плане театр Хандамирова

Изображение
Генеральный план Шушинской крепости и города. XIX в.

Изображение
Гласный герб города, 1843

Изображение
Дворец дочери последнего шушинского хана

Изображение
Здание Общественного Собрания

Изображение
Мечеть в Шуше на картине Верещагина

События 1918 г. Смена властей
22 июля 1918 г. в Шуше состоялся первый съезд армян Карабаха, который провозгласил независимость Нагорного Карабаха и избрал Народное правительство. Новому правительству, по оценке армянского населения, удалось навести порядок в охваченной анархией области: «разнузданных укротили, разбойников прогнали, шпионы армяне Азербайджана <так в тексте, очевидно армяне-шпионы Азербайджана> были расстреляны. Жизнь стала входить в нормальное русло». В докладе члена Чрезвычайной Следственной Комиссии Парламента Азербайджана, Н.Михайлова, утверждается что в это время начались погромы мусульманского населения Шуши и Шушинского уезда со стороны армян. В докладе зафиксированы более ста убитых мусульман, включая женщин, стариков и детей. По данным доклада, убийства мусульман сопровождались грабежами и похищениями их имущества, сожжением домов и других построек. В сентябре Шуша была занята объединенными азербайджанскими и турецкими частями, однако в конце 1918 г. власть в ней вновь перешла к Армянскомй национальному совету.
События 1919 г. Двоевластие
Весной 1919 г. Британские войска, занявшие территорию Карабаха после окончания Первой мировой войны объявили Карабах находящимся под юрисдикцией Азербайджана до тех пор, пока окончательный статус региона не будет утвержден на Парижской Мирной Конференции. В Шушу был назначен англичанами и азербайджанским правительством генерал-губернатор Карабаха Хосров-бей Султанов. Он не был признан армянским Национальным Советом и в городе установилось фактическое двоевластие. 4 июня 1919 г. азербайджанская армия попыталась занять армянские позиции и армянскую часть города. После перестрелки азербайджанцы были отбиты, и стороны разведены английскими сипаями, под охраной которых три дня спустя азербайджанская часть была введена в армянский квартал и заняла казармы. Одновременно Султанов организовал погромы армянских селений в окрестностях Шуши. 22 августа под давлением англичал Шестой Съезд карабахских армян заключил с Султановым соглашение, в объявив, что Нагорный Карабах «временно в пределах Азербайджанской Республики» (до окончательного решения вопроса на Парижской мирной конференции).
Март 1920 г. Разгром армянской части Шуши
В ночь на 24 марта 1920, когда азербайджанцы праздновали Навруз, армяне попытались атаковать азербайджанские гарнизоны в Шуше, Ханкенди и Аскеране, рассчитывая, что взятые врасплох азербайджанцы не смогут оказать серьёзного сопротивления. Отразив атаку, Азербайджанцы перешли в контрнаступление и сожгли армянские кварталы в Шуше, частью изгнав, частью перебив их жителей.
По данным армянских источников, из почти 30 тысячного армянского населения города погибли и пропали без вести тысячи жителей (называется цифра от 500 до 20 тысяч человек) Из 12 тыс. домов, бывших тогда в городе, было сожжено до 7 тыс. По данным БСЭ (третье издание, 1970) во время этих событий погибло 2096 человек из числа жителей города.Руины армянского квартала Шуши, точно призрак, простояли в нетронутыми более сорока лет. В 1930 году поэт Осип Мандельштам посетил город и ужаснулся его пустым безмолвным улицам. В стихотворении «Фаэтонщик» он описывает Шушу следующим образом:
Сорок тысяч мёртвых окон
Там глядят со всех сторон,
И труда бездушный кокон
На горах похоронен.
И бесстыдно розовеют
Обнаженные дома,
А над ними неба мреет
Тёмно-синяя чума.


Шуша в советский период
Мартовские события явились серьёзным ударом для Шуши. Численность её населения упала в несколько раз — с 67 тысяч до 9 тысяч (и даже до 5 тысяч в конце 20-х гг.) и с тех пор так и не поднималась выше 17 тысяч в 1989 г. (подробно см. История Нагорного Карабаха). Шуша потеряла свое былое значение; столица Нагорно-Карабахской автономной области была размещена в Степанакерт, Шуша же стала районным центром.
В советское время на могиле поэта и государственного деятеля XVIII века Молла Панах Вагифа был воздвигнут мавзолей. После занятия Шуши в 1992 году армянскими вооруженными формированиями мавзолей был разрушен.
Шуша в постсоветскую эпоху
По данным последней переписи населения, проводившейся в СССР в 1989 году, в Шуше проживало 17 тысяч человек; азербайджанцы составляли 98 % всего населения города. В мае 1988 года последние армянские жители были депортированы из Шуши.
Однако сама Шуша, в свою очередь, с конца 1991 г. оказалась в блокаде со стороны восставших армян. Зимой 1991—1992 гг. из Шуши интенсивно обстреливался Степанакерт, в том числе с применением установок «Град».
Изображение
«Памятник освобождению Шуши» у въезда в город:
армянский танк Т-72, первым ворвавшийся в город в в полдень 8 мая 1992 года и подбитый азербайджанцами
К весне того же года, Шуша оставалась последней азербайджанской базой на территории Нагорного Карабаха. С 8 мая по 9 мая 1992 года Шуша была взята армянами; население и гарнизон отступили в Лачин. Взятие города сопровождалось мародерством и пожарами, а азербайджанское население города вынуждено было покинуть его.
В настоящее время армянский собор полностью восстановлен. Поставленный азербайджанскими властями бронзовые бюсты Узеира Гаджибекова, Натаван и Бюль-Бюля были снесены и проданы на металлолом в Грузию (где выкуплены азербайджанцами; в настоящее время они выставлены во дворе музея искусств в Баку). Был снесен также мавзолей Вагифа, выстроенный в 1970-е годы и разрушен дом-музей оперного певца Бюльбюля (XIX в.).
В настоящее время население города — около 3 тысяч человек, в основном беженцы из Баку, Сумгаита и других районов Азербайджана. Руководство Нагорно-Карабахской Республики разрабатывает планы реконструкции и возрождения города. В Шушу перенесен престол Арцахской епархии Армянской церкви.
Климат
Климат Шуши умеренный, средняя температура года +8,8 °C, средняя температура января +2,9, апреля +7,4, июля +18,9, ноября +4,7 °C. Минимум −19,5 °C. Количество осадков 639 мм. Лето тёплое (средняя температура июля +19 °C).
Известные шушинцы
Здесь родились русский генерал Иван (Ованес) Лазарев (Лазарян), знаменитый армянский скульптор Акоп Гюрджян, известный армянский историк рубежа XIX—XX веков Лео, видный деятель армянского национально-освободительного движения Христофор Оганян. Уроженцем Шуши является лётчик-штурмовик, дважды герой Советского Союза Нельсон Степанян, погибший во время Великой Отечественной войны. Установленный в городе памятник герою был снесён азербайджанцами в 1988 году. В Шуше провёл свои детские и юношеские годы известный армянский композитор и музыковед, дирижёр армянского симфонического оркестра Тбилиси — Григор Мирзаян Сюни.
В Шуше родились: оперный певец Бюль-Бюль, основатель азербайджанского балета А. Бадалбейли, поэтесса Хуршидбану Натаван (дочь последнего карабахского хана), создатель известного восточного инструмента — тара — Садыхджан, художник[/img] и поэт Мир Мохсун Навваб, педагог, поэт Гасаналиага хан Карадагский, Джаббар Карьягдыоглу‎, Хан Шушинский‎ , Зульфугар Адигёзалов, один из основателей азербайджанского театра, публицист Наджаф-бек Везиров, писатели и драматурги Cулейман Сани Ахундов, Юсиф Везир Чеменземинли, Абдуррагим-бек Ахвердиев, министр в правительсте АДР Худатбей Мелик-Асланов В Шуше учились основатель азербайджанской оперы Узеир Гаджибеков и армянский национальный герой Никол Думан; там же долгое время жил и умер визирь Карабахского ханства, поэт — Молла Панах Вагиф.
В Шуше родились русский химик Николай Николаевич Зинин, один из основателей русской химической школы и Армен Леонович Тахтаджян, известный советский ботаник.
Изображение
Узеир бек Гаджибеков с семьей в Шуше, 1915 год

Изображение
Памятник Нельсону Степаняну в Шуше

Аватара пользователя
Tаira
Знающая
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 09 июл 2011, 14:24
Награды: 21
Репутация: 1
Откуда: Россия
:
Администратор Участник Активистка On-line
Мама Фото Увлеченный книговед Пальчики оближешь
Меценат Ислам Мастерица Ученик
700 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкурсы (2 место)
Благодарил (а): 633 раза
Поблагодарили: 490 раз

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Tаira » 12 мар 2012, 18:16

Шуша - музыкальная столица Азербайджана
Изображение

В мире существуют несколько городов, каждый камень, каждая улица, да и вся аура которых пропитаны музыкой. Например, Вена в Австрии, Неаполь в Италии, Шуша в Азербайджане. Один из прекрасных уголков Карабаха — Шуша — храм и колыбель азербайджанской музыки. Как говорил выдающийся азербайджанский поэт Самед Вургун, "почти все знаменитые певцы и музыканты Азербайджана — уроженцы Шуши. Недаром Шушу называют колыбелью музыки и поэзии". Город справедливо был назван "консерваторией Кавказа". Известный русский исследователь восточной музыки В. Виноградов еще в 1938 году в книге "Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка" писал о Шуше: "Здесь много музыки, здесь больше, чем в любом из районов Азербайджана, можно услышать народных песен, танцев, певцов, инструменталистов. Шуша с древних пор слывет музыкальным центром и славится по всему Закавказью как неисчерпаемый родник народных музыкальных талантов. "Шушинские музыканты" делали историю азербайджанской музыки и представляли ее не только у себя на родине, но и в других странах Востока". (Виноградов B.C. Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка. Москва, 1938, с.9)

Но более всего Шуша дорога нам как один из главных активных центров развития ценнейшего достояния искусства народов Востока — мугамата. Издавна здесь формировались особенности азербайджанского мугама, выделяющие его как национально-своеобразное явление, которым гордится наш народ. Шуша и мугамат для азербайджанца — синонимы. Недаром так распространены поговорки: "Какой ты шушинец, если не поешь мугамат" или "В Шуше младенцы с пеленок уже плачут в мелодиях мугамата".

В XVIII — начале XIX веков складывается великолепная шушинская школа мугамата, состоящая в разные годы из нескольких творчески индивидуальных школ, во главе которых стоят крупные исполнители -мугаматисты (ханенде). Школа эта прославилась не только в Закавказье, но и на всем Ближнем Востоке.
В XVIII веке здесь жил и творил великий поэт нашего народа Молла Панах Вагиф. Его поэзия оказала огромное влияние на развитие азербайджанской литературы и музыки. Стихи Вагифа легли в основу многих народных песен. Поэзия Вагифа привлекала и исполнителей мугамов. Исполнение мугама показательно, с одной стороны, соблюдением всех канонов установленных закономерностей ладоинтонационного развертывания, драматургии и формообразования, а с другой — взаимодействием канона и творческой инициативы каждого музыканта-исполнителя. Шушинские мастера-ханенде, своим появлением и деятельностью связанные с этим вечно "поющим городом", сыграли огромную роль в обогащении азербайджанского мугама свежими и смелыми приемами развития, яркими выразительными красками, новым подходом к драматургии дестгяха (комплекса музыкальных мелодий).

Изображение
С начала XIX века во многих городах Азербайджана создаются музыкальные общества — меджлисы. Эти традиционные восточные сообщества поэтов, музыкантов, ученых, художников, меценатов играли большую роль в культурной жизни народа. На собраниях помимо исполнения музыки шли дебаты и обсуждения проблем творчества, центральной темой при этом было искусство мугаматистов. Создателем популярного шушинского "Меджлиси-унс" ("Меджлис общения") была талантливая поэтесса и художница Хуршидбану Натаван. Сохранились интересные сведения о меджлисе, созданном в Шуше знатоком классической восточной музыки Харратом Кули (1823-1883). Меджлис этот имел конфессиональные цели, но, наряду с религиозными песнопениями, сопровождающими обрядовые действия в месяц "мухаррам", здесь обучались искусству мугамата. После завершения траурных представлений, к которым готовились несколько месяцев, ханенде исполняли те же мугамы уже в светской обстановке — на свадьбах и во время других празднеств. Яркими представителями вокальной школы Харрата Кули были Гаджи Гуси, Мешади Иси, Абдулбаги Зулалов, Дели Исмаил, Кештазлы Гашим, Кечачиоглу Мухаммед и Джаббар Карягдыоглу. В 80-х годах XIX века в Шуше были созданы "Меджлис фарамушан" ("Меджлис забытых") и "Общество музыкантов". Руководил ими Мир Мохсун Навваб Карабаги Шушинский (1833-1918), прогрессивный деятель Азербайджана, ученый, музыковед, поэт, художник-каллиграф. В Шуше Навваб родился, жил, творил и умер. Обладая энциклопедическими знаниями и редкими способностями, он внес весомый вклад в азербайджанскую науку, литературу и искусство. Разносторонняя научная деятельность Навваба (был знатоком астрономии и химии, сведущ в вопросах античной философии, занимался проблемами этики) нашла отражение более чем в двадцати его сочинениях. Навваб писал стихи, собственноручно проиллюстрировал собранную им антологию стихов поэтов Карабаха, принимал участие в росписи шушинскои мечети Говхар-ага. Особый интерес представляет его деятельность в области музыкальной науки и исполнительства. В созданном в 80-х годах XIX столетия "Обществе музыкантов" обсуждались манера исполнения певцов, стихи, сопровождающие классические мугамы, многие другие творческие проблемы. В общество входили прославленные музыканты своего времени — певцы и инструменталисты Гаджи Гуси, Мешади Джамиль Амиров, Ислам Абдуллаев, Сейид Шушинский. Многие музыканты именно там получили первоначальное образование. Часть обсуждавшихся здесь проблем нашла отражение и дальнейшее развитие в трактате Навваба "Визухиль-аргам" ("Объяснение цифр"), написанном в 1884 году. Вызывает интерес уже и то обстоятельство, что он был создан в то время, когда на Ближнем Востоке традиция музыкальных трактатов себя практически исчерпала, новые сочинения не создавались, лишь переписывались средневековые. В Шуше эта традиция была продолжена, и возродил ее Навваб. В своем трактате он рассматривает особенности восточной музыкальной науки на новом этапе и применительно к азербайджанской музыке. Трактат был написан как руководство к изучению свойств и правил построения жанра мугама. При всей преемственности традиций таких сочинений труд знаменитого шушинца отличался новизной и уникальностью. Прежде всего он имел практическую направленность. Согласно традиции средневековых трактатов, здесь получили освещение проблемы происхождения музыки, эстетики, акустики, связи стихотворного текста с музыкой, связи музыки с медициной (в вопросе ее целебных свойств Навваб — несомненный продолжатель учения Ибн-Сины). Подобно тому, как ученые X-XI веков, к примеру "Братья чистоты", рассуждают об индивидуальном восприятии музыки разными народами, Навваб останавливается на этой характерной особенности, приводя для наглядности соответствующие современные ему мугамы, связывая происхождение некоторых с явлениями природы. Так, "мать всех мугамов" — Раст — напоминает о нежной прохладе весеннего ветерка, тогда как Чаргях подобен раскатам грозы. В этой связи он рассматривает одну из главных проблем мугамного исполнительства — связь музыки с поэтическим текстом, подчеркивая важность выбора соответствующих стихов. Значительный интерес представляют страницы трактата, посвященные правилам восприятия музыки. Ссылаясь на Аристотеля, Навваб высказывает ряд соображений относительно правил исполнения и условий восприятия музыки. Он придавал огромное значение местоположению исполнителя и слушателя, внешности исполнителя-ханенде, а также акустической среде. Такая постановка вопроса свидетельствует о высоком уровне музыкально-исполнительской культуры Шуши в XIX — начале XX веков. Одно из важных положений трактата — раскрытие существа термина дестгях и состава дестгяхов Раст, Махур, Шахназ, Расхави, Чаргях, Нава. Указано на большое значение правил составления последовательности разделов дестгяха. Начало и завершение мугама, его подъем и спуск, переход в другой раздел, тональность, а также различные виртуозные приемы, включая зенгюле (трели) — важные, по Наввабу, компоненты мугамного исполнительского искусства. Знание их, а также форма их осуществления — цель работы. Рассматривая эти вопросы, Навваб отсылает читателя к таблице, содержащей все распространенные современные дестгяхи и их разделы. Соответствующие им цифры указывают на число мугамов, шобэ, авазов и гюше, содержащихся в искусстве мугамата… Одним из выдающихся представителей вокального искусства Шуши был Гаджи Гуси, воспитанник Харрата Кули. Впервые перед шушинцами он выступил на благотворительном вечере в театре Хандемирова. Гаджи Гуси в сопровождении известного тариста Садыхджана (о нем ниже) с блеском спел на этом вечере мугам Чаргях, покорив сердца слушателей. Слава его распространилась быстро.

Гаджи Гуси явился также знатоком теории мугамата, был в курсе практики исполнения этого жанра во многих странах Востока и особенностей мугамов Азербайджана. Он усовершенствовал выразительность и формообразующие свойства ряда отечественных мугамов, создав их новые варианты. Одним из них является мугам Кюрди-Шахназ — к традиционному Кюрди Гаджи Гуси добавил еще один раздел — Шахназ, что придало форме значительный размах и углубило эмоционально-драматургическое содержание. Гаджи Гуси был также создателем мугама Гатар.

Он получал приглашения не только на празднества в азербайджанские города — (любимый ханенде Натаван, Гаджи Гуси был частым участником ее меджлиса. Его нередко приглашали на свои вечера известные музыканты — бакинец Мешади Мелик Мансуров, шамахинец Махмуд Ага и другие. Гаджи Гуси был также желанным гостем во многих городах Ближнего и Среднего Востока. Известно, что в 1880 году шах Ирана Насреддин пригласил его в Тебриз на свадьбу своего сына. Гаджи Гуси сопровождали и аккомпанировали тарист Садыхджан и кеманчист Багдагюль Ата. Еще пел он вместе со многими известными музыкантами Ирана. И первой премией шах наградил Гаджи Гуси.

В последние годы жизни, после возвращения из паломничества в Мекку, Гаджи Гуси под воздействием религиозных деятелей, перестал исполнять мугамы и лишь провозглашал азан с минарета шушинской ме-чети Говхар ага, призывая к молитве. Но даже тогда его голос привлекал многочисленных слушателей не только Шуши, но и окрестных сел.

Изображение
Известный в народе под именем Садыхджана выдающийся шушинский тарист Мирза Садыг Асадоглу (1846-1902) часто сопровождал выступления Гаджи Гуси. Своим мастерством он завоевал широкую известность и любовь народов всего Кавказа и за его пределами. За упомянутое выше выступление вместе с Гаджи Гуси на свадьбе шахского сына в Тебризе Мирзе Садыгу была вручена золотая медаль "Шири-Хуршид". Псевдоним Садыхджан — проявление большой любви к нему народа — он завоевал раньше. Заслуги Мирзы Садыга в истории нашей музыки велики. Он реконструировал и усовершенствовал многовековый щипковый тар: к слабо звучащему пятиструнному инструменту прибавил шесть струн и ладки на грифе обновленного тара довел до семнадцати, добавив тона мугама Забул, а к мугаму Мирза Гусейн Сегях — тона мугама Мухалиф. Для увеличения резонанса Садыхджаном были добавлены ладки в верхнем регистре и введен исполнительский стиль лал бармаг (стиль "немого пальца"). Прежний способ игры на таре — согнувшись, когда инструмент держали на коленях, был заменен: именно Садыхджан ввел игру на таре, прижатом к груди.

Создатель обновленного инструмента, столь любимого и в наши дни, Садыхджан получил имя "отца тара". У него были большие руки, длинные и сильные пальцы. Говорят, что никто не мог повторить на таре те приемы, которые удавались этим пальцам, но хочется отметить, что прекрасную школу игры Садыхджана продолжили такие известные таристы, как Мешади Зейнал, Мешади Джамиль Амиров (отец композитора Фикрета Амирова), Ширин Ахундов и великолепный Курбан Примов, столь популярный в народе в XX веке.

Изображение
К концу XIX века в Шуше приобрели известность своеобразные театрализованные любительские представления на сюжеты классической поэзии Востока. Среди них — сценка из поэмы Физули "Лейли и Меджнун", отрывок из дастана "Ашыг Гариб". Особый интерес представляет сыгранная в 1897 году в Шуше под руководством замечательного писателя Абдуррагим бека Ахвердиева музыкальная сценка "Меджнун на могиле Лейли" по поэме великого азербайджанского поэта Физули. Лирические стихи Физули, мугамы в исполнении трио сазандаров — певца-ханенде и виртуозов-инструменталистов, теснифы и народные песни, исполняемые хоровым унисоном, донесли до шушинцев в новой театрализованной форме "живой картины" печальную и поэтичную историю любви Лейли и Меджнуна, оказав неизгладимое впечатление на тринадцатилетнего Узеира Гаджибекова, одного из участников хора. Будущий основоположник профессионального композиторского искусства Азербайджана, мальчик, влюбленный в музыку, писал спустя годы: "Картина эта так глубоко взволновала меня, что через несколько лет, приехав в Баку, я решил написать нечто вроде оперы'". Шушинская любительская "живая картина" стала предвестником первой азербайджанской оперы "Лейли и Меджнун"; сюжет и ее идеи, а главное — принцип мугама в качестве основного музыкально-драматургического материала, получили оригинальное воплощение в новом для азербайджанской музыки профессиональном жанре.

В связи с поставленной в Шуше Ахвердиевым сценой особого внимания заслуживает великолепный исполнитель партии Меджнуна, он же главный в других музыкальных сценах и в популярных тогда мугамных концертах — певец-ханенде Джаббар Карьягдыоглу (1861-1944). Он был многогранным художником, получил широкую известность и как ханенде, и как композитор, исполнявший собственного сочинения песни, автор новых текстов теснифов. Большой популярностью пользовалась в 30 — 40-е годы XX века его песня "Баку".

Джаббар обладал прекрасным тенором высокой тесситуры и широкого диапазона. Еще в 1906-1912 годах его голос бьш записан на фоновалик рядом акционерных обществ в Киеве, Москве, Варшаве. В исполнении мугамов Мансурийа, Хейраты, Кюрди-Шахназ "пророком восточной музыки".

Джаббар Карьягдыоглу, обладатель исключительно тонкой виртуозной манеры пения, открыл новую страницу в истории азербайджанского вокального искусства.

Изображение
Самый яркий представитель шушинской вокальной школы, последователь Карьягдыоглу — Сейид Шушинский (1889-1965). Карьягдыоглу не случайно считал его "жемчужиной восточной музыки". Известно, что в 1908 году в Шуше после первого успешного выступления Сейида Шушинского, вышедший на сцену Карьягдыоглу, обняв ханенде, сказал: "Теперь я больше не боюсь смерти и не печалюсь: после меня остается Сейид". На одном из последующих выступлений Сейида Джаббар подарил ему свой бубен.

Обладая редким по красоте голосом, Сейид Шушинскии владел секретами вокального искусства, полученными сначала у Навваба, у которого обучался два года, а затем у Джаббара Карьягдыоглу. С особым мастерством он исполнял мугам Чаргях, который считается особо трудным для певцов. У Сейида Шушинского была своя традиция в трактовке этого дестгяха: он всегда начинал его не с "источника" формы — Майе, как принято, а с кульминации, с верхнего, напряженного и страстного раздела Мансурийа, и с большим мастерством исполняя трели, постепенно снижая накал напряжения и внося в мелодическую линию успокоение, спускался вниз, замолкая на тонике. И в последние годы жизни, когда ему было далеко за семьдесят, Сейид Шушинский пел Мансурийа с тем же блеском. Он был также прекрасным исполнителем мугамов Махур, Нава, Мани, Аразбары, Хейраты. Будучи певцом-новатором, объединив многие мугамы, он пел их в новых вариантах — Раст-Хумаюн, Гатар-Баяты, Шур-Шахназ. Именно Сейид Шушинский ввел раздел Дилькеш в дастгяхи Раст и Кюрди-Шахназ.

Наряду с газелями классиков поэзии Хафиза, Физули, Сейида Азима Ширвани, он обращался при исполнении мугамов и теснифов к стихам своих современников — Джавида и Сабира, и был первым азербайджанским ханенде, который отбирал для пения стихи на общественно-политические мотивы. Он дружил с такими прогрессивными деятелями своего времени, как Мирза Джалил Мамедкулизаде, Аб-дуррагим бек Ахвердиев, Гусейн Джавид, Гусейн Араблинский. Сейид оказал материальную помощь для выхода нескольких номеров известного сатирического журнала "Молла Насреддин". Большой меценат материально помогал многим ханенде и актерам.

Среди мастеров мугамата, выходцев из Карабаха, прекрасным голосом, нашедшим путь к сердцам широкой публики, отличался также Зульфугар Адигёзалов (1898-1963). В конце 20-х годов XX века в одном из шушинских меджлисов его услышал Джаббар Карьягдыоглу и пригласил понравившегося певца в Баку. Здесь Адигёзалов давал концерты в филармонии и выступал на сцене оперного театра в мугамных операх. Обладатель ясной дикции, естественного и свободного сценического поведения, он быстро приобрел популярность как актер. В народе его ласково называли "Зюльфи".

Подобно тому, как Джаббар навсегда прославил себя исполнением мугама Махур, Сейид — Чаргях, а Ислам Абдуллаев — Сегях, коронным для Зюльфи Адигёзалова стал мугам Раст. Он пел его с особым мастерством, в присущей только ему неповторимой манере, подчеркивая характерные особенности. Но отлично удавался ему и Орта Сегях. Он был также прекрасным исполнителем народных песен "Наби", "Кяклик", "Дедим бир бусе вер", с удивительным чувством пел тесниф "Мен гедирем Зангилана".

Голос Зюльфи Адигёзалова сохранился в фильмах студии "Азербайджанфильм" — "Крестьяне", "Сабухи", "Бакинцы".

Когда речь заходит об одном из последних корифеев этой вокальной школы — Хане Шушинском (1901 -1979), невольно вспоминаются посвященные ему строки из стихотворения Самеда Вургуна "Азербайджан". На протяжении веков прекрасный Карабах, Шуша — колыбель музыки и поэзии, воспеваются в стихах многих наших поэтов. В стихах XX века нередки восторженные слова, восхваляющие голос и мастерство Хана Шушинского.

Первым педагогом, молодого Исфендияра был Ислам Абдуллаев, он и дал имя "Хан Шушинский" юному ханенде. Как-то раз на одном из шушинских меджлисов одновременно присутствовали и прославленный мастер, и его молодой, еще мало кому известный ученик. Ислам попросил хозяина дома поставить граммофонную запись знаменитого в то время тебризского певца-ханенде Абдуль-Гасанхана. Исполнялся Кюрди-Шахназ. Затем все присутствующие захотели услышать, как споет этот мугам молодой Исфендияр. Его мастерское исполнение в сложном верхнем регистре поразило гостей, и педагог с гордостью присудил ему имя "Хан". Знатоки мугама подтвердили, что Исфендияр пел, как "настоящий хан".

По признанию самого певца, в совершенствовании его мастерства в дальнейшем большую роль сыграли Джаббар Карьягдыоглу и Сейид Шушинский. Обладатель сильного голоса с широким диапазоном и высокой тесситурой, Хан Шушинский с большим мастерством пел все мугамы, но никто не пел Махур-хинди так, как он. Хан прекрасно исполнял все варианты мугама Сегях, и с особым блеском — Карабах шикестеси. Поскольку он хорошо играл на бубне, то всегда имел успех, исполняя ритмические мугамы.

Хан Шушинский был отличным исполнителем песни "Гара гёз" ("Черные глаза") Узеира Гаджибекова, сам был автором многих песен, в том числе и очень популярных "Гемерим", "Аи гёзал", "Менден ген гезме" и посвященной Шуше "Шушанын даглары башы думанлы" ("Вершины гор Шуши покрыты туманом").

Высокий уровень музыкальной культуры в Карабахе в конце XIX — начале XX веков сделал его колыбелью азербайджанской классической музыки. Как справедливо было отмечено в начале XX века: "Шуша снабжает Закавказье музыкантами и певцами. Она — блаженная родина поэзии, музыки и песен; служит консерваторией для всего Закавказья, поставляя ему для каждого сезона и даже месяца новые песни и новые мотивы" (Кавказская музыка. Тифлис, 1908, с.28).

С именем великого шушинца Узеира Гаджибекова связана история становления современного музыкального искусства Азербайджана. И не случайно день рождения Узеира Гаджибекова — 18 сентября, общественность Азербайджана отмечает как праздник искусств — День музыки. Одно из имен, теснейшим образом связанных с Узеиром Гаджибековым, — имя замечательного певца Бюльбюля.

Узеир Гаджибеков не раз признавался, что, создавая свою оперу "Кёроглу", он рассчитывал прежде всего на голос Бюльбюля, на его талант и мастерство. Бюльбюлъ стал классическим исполнителем заглавной роли в этой бессмертной опере.

Изображение
Бюльбюль (его подлинное имя Муртуз Мамедов) родился в Шуше (1897— 1961). С детства он был очарован красотой родного края, eго музыкой, голосами знаменитых певцов, у которых учился. С двенадцати лет мальчик участвует в карабахских свадьбах и других праздниках. И очень скоро становится популярным певцом, получив псевдоним Бюльбюль, то есть "соловей", за изумительный голос и блестящую имитацию соловьиных трелей. До 1920 года он много выступал как исполнитель мугамов. После революции стал основоположником новой азербайджанской певческой школы, перенявшей опыт мирового вокала.

Учеба в Бакинской консерватории, четырехлетняя стажировка в Италии у мастеров belcanto, изучение искусства русских и европейских певцов сделали Бюльбюля азербайджанским певцом совершенно нового типа, соединившим в своем творчестве национальное своеобразие и мировую технику.

Бюльбюль считал очень важным сохранение специфики звучания народных инструментов, и потому был инициатором подготовки и издания ряда учебных пособий, таких, как "Школа игры на таре", "Школа игры на кяманче", "Школа игры на балабане". Он стал создателем Научно-исследовательского кабинета народной музыки, инициатором экспедиций по районам Азербайджана для записи фольклора.

Прекрасно исполнял Бюльбюль как старинные народные песни и теснифы, так и ведущие партии в операх Верди, Пуччини, новых операх азербайджанских композиторов. Он незабываем в каждой из своих ипостасей.

В 1961 году, за два месяца до смерти, Бюльбюль дал концерты в родном Карабахе. Пел он и в Шуше, где прошли его детство и юность. Музыкант как бы прощался со своей землей и отдавал ей последний долг.
Родители известного азербайджанского певца Рашида Бейбутова также родом из Карабаха. Рашид Бейбутов начал петь с 18-летнего возраста. Всеобщую популярность Р.Бейбутову принесла кинокартина "Аршин мал алан", в которой он снялся в роли Аскера. Фильм с триумфальным успехом прошел по экранам более 50 стран мира. Сотни миллионов людей во всех уголках земного шара увидели и оценили эту веселую ; музыкальную комедию, ее автора и артистов. Рашид Бейбутов впервые создал новый жанр в музыкальном мире -Театр песни. Этот коллектив имел несравненную популярность.

Возглавляемый Р.Бейбутовым Театр песни Азербайджана выступал с концертными программами в десятках стран пяти континентов мира. Он был великолепным исполнителем национальных песен многих народов мира. В какую бы страну Р.Бейбутов не приехал, на первом же концентре он выступал с песней на местном языке. (Исазаде А. Музыкальная культура Азербайджана. — Сб. ст. "Карабах". Баку, 2004, с. 165).

О тех деятелях азербайджанской музыкальной культуры, что родились, жили, творили в Шуше, можно говорить много и долго. Ведь это родина плеяды композиторов — Афрасияба Бадалбейли, Султана Гаджибекова, Ашрафа Аббасова, Сулеймана Алескерова, таристов Курбана Примова, кеманчистов Алескера, Мешади Зейнала, певца Меджида Бейбутова — отца прославленного Рашида Бейбутова.

Изображение
Мастер-симфонист Фикрет Амиров — сын прекрасного певца, тариста и композитора Мешеди Джамиля Амирова. "Симфонические мугамы" Фикрета Амирова — несомненно, новое слово в истории музыкальных жанров и форм, они с большим успехом звучат во многих концертных залах мира. Работу над ними консультировал Сейид Шушинский. Дирижер и композитор Ниязи — сын композитора Зулъфугара Гаджибекова. До последних лет своей жизни Ниязи выезжал с симфоническими концертами в Карабах. Не забудутся его концерты в Шуше на открытом воздухе, на широкой поляне "Джыдыр-дюзю" ("Поляне скачек").

…Шуша — храм азербайджанской музыки. Слишком многое связано в этой культурной столице Карабаха с музыкальной жизнью нашего народа. Не случайно, что восьми выходцам из Шуши во времена Советского Союза было присвоено почетное звание Народный артист СССР, 30 человек получили звание Народного артиста Азербайджана, более 50-ти деятелям культуры было присвоено звание заслуженного деятеля искусств и заслуженного артиста республики. Мы не сомневаемся, что пройдет совсем немного времени, и в Карабахе вновь зазвучит и мугам "Гарабаг шикестеси", и народные песни "Гарабагда вир денесен" ("Единственная в Карабахе"), "Гарабагын даглары" ("Горы Карабаха"), что снова запоют здесь новые "карабахские соловьи"… Джаббару не было равных. Его голос уподобляли голосу великого Карузо. Сергей Есенин, слышавший его пение в бытность свою в Азербайджане, назвал Карьягдыоглу


Материал предоставлен редакцией международного журнала "IRS-Наследие"

Аватара пользователя
Lesik
Знающая
Сообщения: 1394
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 18:58
Награды: 15
Репутация: 62
Благодарил (а): 1509 раз
Поблагодарили: 569 раз

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Lesik » 12 мар 2012, 18:18

муж мне что-то раньше рассказывал про Шушинских музыкантов :-):

Аватара пользователя
Tаira
Знающая
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 09 июл 2011, 14:24
Награды: 21
Репутация: 1
Откуда: Россия
:
Администратор Участник Активистка On-line
Мама Фото Увлеченный книговед Пальчики оближешь
Меценат Ислам Мастерица Ученик
700 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкурсы (2 место)
Благодарил (а): 633 раза
Поблагодарили: 490 раз

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Tаira » 12 мар 2012, 18:22








Аватара пользователя
Tаira
Знающая
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 09 июл 2011, 14:24
Награды: 21
Репутация: 1
Откуда: Россия
:
Администратор Участник Активистка On-line
Мама Фото Увлеченный книговед Пальчики оближешь
Меценат Ислам Мастерица Ученик
700 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкурсы (2 место)
Благодарил (а): 633 раза
Поблагодарили: 490 раз

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Tаira » 12 мар 2012, 18:35

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Tаira
Знающая
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 09 июл 2011, 14:24
Награды: 21
Репутация: 1
Откуда: Россия
:
Администратор Участник Активистка On-line
Мама Фото Увлеченный книговед Пальчики оближешь
Меценат Ислам Мастерица Ученик
700 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкурсы (2 место)
Благодарил (а): 633 раза
Поблагодарили: 490 раз

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Tаira » 12 мар 2012, 18:42

Шуша - город мертвых
Шуша, когда-то столица и культурный центр Карабаха, сейчас уже совершенно нематериальна. Этот некогда семидесятитысячный город с богатой культурой пережил две катастрофы: в 1920 году азербайджанские войска истребили армянскую половину населения, а в 1992 армяне изгнали азербайджанцев. Сейчас в Шуше 3 тысячи жителей. Город завис в облаках над двухкилометровой пропастью, в почти перманентном тумане виднеются руины когда-то роскошных особняков, мечетей, советских хрущевок, среди которых, как тени, перемещаются редкие фигуры людей. Туман приглушает все звуки, здесь почти всегда тихо. Среди заросших гигантскими сорняками каменных стен бродят коровы и козы, попадаются какие-то военные железки, иногда целые танки. И уже невозможно предположить, когда построены эти стены, кому они принадлежали – этот город уже не христианский и не мусульманский, не советский и не восточный - город-сон, город-символ, летучий голландец.


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Любава
Модератор
Модератор
Сообщения: 6217
Зарегистрирован: 07 авг 2011, 22:15
Награды: 22
Репутация: 14
Откуда: Украина
:
Модератор Участник Активистка On-line
Оффлайн Азербайджан Жена Мама
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Киноман Мастерица
Переводчик Мотиватор 5000 сообщений Два года на форуме
С новым 2012 годом! С 8 марта! С новым 2013 годом 2 года форуму!
Конкурсы (3 место)
Благодарил (а): 933 раза
Поблагодарили: 1604 раза

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Любава » 12 мар 2012, 18:50

Когда-нибудь мы туда съездим... Муж оч хочет.
Если хочешь продолжения, не говори никому о начале.

Изображение

Dirli-dy
Мастерица
Сообщения: 2622
Зарегистрирован: 07 июл 2011, 21:33
Награды: 16
Репутация: 1
Откуда: Russia
:
Модератор Участник Активистка On-line
Советчица Увлеченный книговед Ученик 2000 сообщений
Год на форуме Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму!
Благодарил (а): 741 раз
Поблагодарили: 728 раз
Контактная информация:

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Dirli-dy » 12 мар 2012, 20:16

Ныне это аккупированный район, да?

Аватара пользователя
Iressa
Знающая
Сообщения: 1256
Зарегистрирован: 07 июл 2011, 23:57
Награды: 15
Репутация: 2
Откуда: Украина
:
Участник Активистка Советчица Мастер слова
Спортсменка Позитивный настрой 1000 сообщений Год на форуме
Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта! С новым 2013 годом
2 года форуму!
Благодарил (а): 207 раз
Поблагодарили: 215 раз
Контактная информация:

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Iressa » 12 мар 2012, 23:59

стремный вид конечно..чернобыльскими пейзажами повеяло..страшно
Лучше быть в шоке от услышанного, чем в ж@пе от происходящего!
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Ксюша
Хранительница традиций
Сообщения: 8985
Зарегистрирован: 07 июл 2011, 22:25
Награды: 26
Репутация: 6
Откуда: Украина
:
Участник Активистка On-line Оффлайн
Фото Советчица Пальчики оближешь Киноман
Меценат Спортсменка Позитивный настрой Мастерица
Переводчик Мотиватор 5000 сообщений Год на форуме
Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта! С новым 2013 годом
2 года форуму! Конкурсы (2 место) Конкурсы (3 место)
Благодарил (а): 1207 раз
Поблагодарили: 1815 раз

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Ксюша » 13 мар 2012, 11:44

такие фотки угнетающие...
Подозревать хуже, чем знать. У реальности есть границы, у воображения — нет.
Изображение

Аватара пользователя
Tiger
MEN
Сообщения: 897
Зарегистрирован: 30 авг 2011, 18:01
Награды: 12
Репутация: 0
Благодарил (а): 145 раз
Поблагодарили: 331 раз

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Tiger » 17 май 2012, 10:13

Шуша – город героической судьбы

Изображение

Российское издание «Аргументы недели» разместило на своих страницах статью Сергея Александрова «Город исторической судьбы», посвященную древнему азербайджанскому городу Шуше.

Предлагаем вашему вниманию данную статью.

Для каждого народа дорог любой кусочек родной земли. Даже если это безводная пустыня или скалистые горы без признаков жизни. Что же говорить о сказочной Шуше - жемчужине Азербайджана! Но это еще и край, который издавна привлекал чужеземцев, желающих легкой добычи. Это город не только исторической, но и героической судьбы. Он пережил годы процветания, но и опустошительные войны, пожары. Но вновь возникал из пепла и разрухи, вновь возвращался к людям.

Как для русского человека музыкой звучат слова «Ясная Поляна», «Бородино», «Михайловское», так и для азербайджанца Шуша - дорогое, славное имя.

Шуша является уникальной колыбелью музыкального творчества. Этот город, не случайно названный консерваторией Кавказа, вырастил блестящую плеяду певцов и музыкантов, известных во всем мире. Джаббар Карягды, Сеид Шушинский, Бюль-Бюль, Хан Шушинский, Рашид Бейбутов и многие другие своими уникальными голосами, высокой музыкальной культурой, исполнительским мастерством покорили многие мировые сцены. О знаменитых шушинских певцах знал русский поэт Сергей Есенин, неоднократно бывавший в Азербайджане. В одном из своих писем он утверждал: «если он не поет, значит, он не шушинец».

Поднять азербайджанское вокальное искусство на новые высоты выпало на долю выдающегося музыкального деятеля, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, профессора Бюль-Бюля Мамедова. Успешно окончив Азербайджанскую государственную консерваторию, Бюль-Бюль несколько лет живет и учится в Италии, куда был послан для совершенствования своего мастерства у великих певцов мира. Бюль-Бюль прославился как народный певец и оперный артист. Но он стал известен не только своим вокальным мастерством, а был талантливый педагог, глубоко эрудированный ученый, отличный организатор. Работая в консерватории, он воспитал не одно поколение молодых способных певцов.

Имя народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Рашида Бейбутова известно далеко за пределами Азербайджана. Он родился в семье шушинского певца и начал выступать с 18 лет. Всемирную популярность Рашиду Бейбутову принесла кинокартина «Аршин мал алан», которая с триумфом прошла по экранам 50-ти стран. Шуша известна также как родина знаменитых композиторов и дирижеров. Здесь родились и провели свои юные годы Узеир Гаджибеков, Фикрет Амиров, Зульфугар Гаджибеков, Ниязи, Афрасияб Бадалбейли, Закир Багиров.

К сожалению, так уж получилось, что красота этих мест притягивала не только людей культуры, но и агрессоров. После войны России с Персией (1826-1828 гг.), с Турцией (1877-1879 гг.) царское правительство стало переселять армян в Закавказье. Немалая часть этих людей осела в Карабахе. Вот что пишет об этом знаменитый русский драматург, поэт и дипломат А.Грибоедов: «Армяне большей частью поселены на землях помещичьих, мусульманских. Переселенцы сами находятся в тесноте и теснят мусульман, которые все ропщут и основательно».

Развал СССР и смута, охватившая великую страну, привели к оживлению сепаратистских движений. Спровоцировав широкомасштабные военные действия, сепаратисты устроили в Нагорном Карабахе настоящую войну. В ходе длительной осады в мае 1992 года была взята Шуша. В наступлении на этот город принимали участие свыше 100 БМП, 30 танков, 2 артдивизиона и около 5 тысяч бойцов. Все это происходило при поддержке 366-го полка советской армии. В 1992 году город продолжали называть «крепостью», некоторые добавляли слово «неприступная». Однако факты свидетельствуют о другом. У защитников Шуши была установка «Град», танк, БТР и зенитка. На 625 шушинцев, призванных защитить свои дома от агрессоров, раздали 85 автоматов. А до этого усилиями эмиссара Горбачева Вольского у местных жителей отобрали все до одного охотничьи ружья. Обороняясь в неравном бою, погибли 195 защитников города, 165 человек было ранено, 58 захвачено в плен, 23 тысячи жителей покинули город и стали беженцами.

В Азербайджане помнят и чтят память погибших за Шушу. В мае в республике прошли акции поминовения погибших в годе военной операции по захвату Шуши. В обращении парламента Азербайджана к Европарламенту, принятом в мае этого года, говорится: «Оккупация города Шуши явилась одним из этапов военной агрессии. Проведенная армянскими националистами в Нагорном Карабахе этническая чистка привела к изгнанию азербайджанского населения города Шуша».

Несмотря на взаимное ожесточение и практический тупик в переговорном процессе между Азербайджаном и Арменией движение в поисках компромисса должно продолжаться. Очень важную роль в непростом деле сыграла миссия общественности, которую возглавили послы Азербайджана и Армении в Российской Федерации Полад Бюльбюльоглу и Армен Смбатян. Их поездки в Нагорный Карабах, Шушу в 2007 и 2009 годах помогли осознать: нет конфликта, где невозможно договориться, найти разумное решение. Разумеется, компромисс не должен поощрять сепаратистов и нарушать территориальную целостность государств.
Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев сказал волнующие слова: «Без Шуши, Агдама, в целом Карабаха Азербайджана не существует». И это так на самом деле.

В Азербайджане не сомневаются, что историческая справедливость восторжествует и эта благословенная земля встретит своих земляков. Никогда в Азербайджане не смирятся с тем, что жемчужина их земли будет в руках агрессоров.

AZE.az

Аватара пользователя
Renata
Администратор
Администратор
Сообщения: 14051
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 08:40
Награды: 28
Репутация: 188
Откуда: Северный Кавказ
:
Основатель форума Администратор Участник Активистка
On-line Оффлайн Азербайджан Жена
Мама Фото Советчица Мастер слова
Увлеченный книговед Пальчики оближешь Меломан Киноман
Ислам Спортсменка Переводчик Ученик
5000 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкусры (1 место)
Благодарил (а): 2881 раз
Поблагодарили: 7843 раза

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Renata » 28 сен 2012, 23:18

Архитектура Шуши

Шуша была создана в XVIII в. в связи с образованием на территории Азербайджана отдельных ханств как столица Карабахского ханства.
Мечеть в Шуше

Построенная почти единовременно Панах-ханом, правителем Карабаха, Шуша полностью оформилась к концу XIX в.
Город расположен на обширном высокогорном плато с сильно пересеченным рельефом. С трех сторон плато, высшая отметка которого около 1600 м над уровнем моря, окружено высоким обрывами, спускающимися к руслам рек, что делало город, по словам очевидцев, совершенно неприступным.

Живописным расположением высоко в горах на покрытой лесом неприступной скале, широким применением в строительстве природного камня, которым были также замощены улицы города, интересной архитектурной и, наконец, обильным озеленением город вызывал восторг и одобрение всех путешественников, побывавших там.

Целую серию рисунков и записей оставил о Шуше художник В. Верещагин. Он писал: « Дома ее правильны, красивы, высоки и освещены прекрасными, многочисленными окнами. Город построен из камня, взятого из утесов, на которых он расположен. Улицы везде вымощены широкими плитами, крыши сделаны из теса – на манер европейских».

Своеобразна планировочная структура города с нерегулярной, сложной и живописной сетью улиц. Кажущаяся бессистемность планировка Шуши, наличие множества кривых узких улиц, беспрестанно меняющих свою ширину, на самом деле было разумным способом планировки города, подсказанным самой природой. Трассировка улиц по рельефу обеспечивала естественный отвод ливневых вод с улиц и кварталов города. Улицы имели булыжное покрытие и тротуары, сложенные из цельных каменных плит.

Главная улица – Раста-базар – была застроена торговыми рядами и

Центральная часть Шуши. На переднем плане театр Хандамирова
мастерскими ремесленников. Архитектуру улицы формировали крытые галереи, обрамленные каменными колоннами. Своеобразие торгового центра Шуши дополнялось примыкавшими к его магистрали довольно крупными рыночными площадями. Главная площадь – Мейдан, вытянутая по оси Раста-базар, имела прямоугольную форму и была застроена культовыми и торговыми сооружениями.

Архитектурный ансамбль Мейдан образован рядами одноэтажных торговых лавок, двухэтажным караван-сараем и выразительной соборной мечетью города с двумя минаретами. Вертикали минаретов мечети доминировали в архитектурно-пространственной композиции города.

В кварталах – мехелле Шуши были все сооружения, необходимые для обслуживания населения: бани, мечети, медресе, торговые лавки и источники питьевой воды. Все постройки имели характерный, присущий только Шуше архитектурный облик.

В Шуше представлены замечательные образцы жилой архитектуры. Жилые дома братьев Мехмандаровых и жилой дом на улице Физули представляют собой особняки наиболее зажиточной части населения. В их архитектурном убранстве использованы лоджии, балконы, огромные витражные окна – шебеке. Особое внимание уделялось оформлению интерьеров: применение росписей, цветных витражей, ковров придавало помещениям нарядный, жизнерадостный вид, создавало особую атмосферу восточного жилого дома, тонко подмеченную В. Верещагиным.

8 мая,1992 года Шуша была захвачена армянскими войсками. Взятие города сопровождалось мародерством и пожарами, а азербайджанское население города вынуждено было покинуть его. Шуша и по сей день находится по незаконной оккупацией. В результате планомерной политики незаконного оккупационного режима, азербайджанское архитектурное наследие все эти годы планомерно уничтожалось и в настоящий момент все объекты азербайджанского архитектурного наследия в городе Шуша находятся в плачевном состоянии, что неоднократно подтверждалось во время визитов в Шушу международных наблюдателей.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Tаira
Знающая
Сообщения: 1189
Зарегистрирован: 09 июл 2011, 14:24
Награды: 21
Репутация: 1
Откуда: Россия
:
Администратор Участник Активистка On-line
Мама Фото Увлеченный книговед Пальчики оближешь
Меценат Ислам Мастерица Ученик
700 сообщений Два года на форуме С новым 2012 годом! С 8 марта!
С новым 2013 годом 2 года форуму! Конкурсы (2 место)
Благодарил (а): 633 раза
Поблагодарили: 490 раз

Re: Шуша / Şuşa

Сообщение Tаira » 08 май 2013, 06:41

Исполняется двадцать первая годовщина оккупации Шуши вооруженными силами Армении

7-8 мая 1992 года город с 250-летней историей, основанный на земле Карабаха потомком династии Джаванширов Панах Али ханом, был захвачен армянами и практически стерт с лица земли. В результате оккупации Шушинского района 23156 азербайджанцев были изгнаны из своих мест постоянного проживания и тем самым была завершена этническая чистка в Нагорном Карабахе, где не осталось ни одного азербайджанца.
Исторически судьба города, находящегося в сердце Карабахского ханства, в выгодном географическом положении, складывалась очень сложно и драматически. На протяжении многих лет — с 1751 по 1797 годы — город подвергался разрушительным нападкам персидских Магомеда Гасан хана Каджара, Фатали хана Афшара и Ага Магомед шаха Каджара, но не сдавался. Карабахское ханство по инициативе Ибрагима Халил хана Шушинского в 1805 году вступило под покровительство Российской империи в надежде обрести покой и благоденствие. Но у царской России были свои колониальные планы по отношению к Кавказу и к стратегически важному Карабахскому ханству.
В течение 19-20 веков проводилась планомерная переселенческая политика, в результате которой появившиеся тут армяне очень скоро присвоили древнюю албанскую культуру, памятники культа и истории, и всеми силами стремились доказать свою «древность» на этой земле. Колониальная политика России привела к тому, что азербайджанское население Шуши и Карабаха было сведено до минимума и заменено армянскими переселенцами из Персии и Османской Турции.
В Шуше в свое время было зафиксировано огромное количество материально-культурных ценностей Азербайджана. Практически разрушена сегодня Шуша, официально объявленная еще в 1977 году историко-архитектурным заповедником. До неузнаваемости изменен исконный облик города, а камни безжалостно снесенных ценнейших архитектурных памятников используются на строительных работах в Армении. Разрушаются и уничтожаются древнейшие азербайджанские памятники с 2000-летней историей. В довершение всего захватчики, видя, что разрушать больше нечего, принялись сносить стены старинной Шушинской крепости. Вряд ли подобное видано в какой-либо мало-мальски цивилизованной стране мира — разрушаются и оскверняются кладбища, сносятся храмы, подвергаются грабежу и сжигаются музеи, расстреливаются статуи. Эти позорные и постыдные дела совершаются, как ни странно, на глазах у мировой общественности, которая оговаривает охрану исторических памятников своими международными документами, в том числе Гаагской конвенцией от 14 мая 1954 г. и Парижской конвенцией от 16 ноября 1977 г. Но и этим не ограничиваются бесчинства оккупантов на захваченных землях Азербайджана. Армения превращает оккупированные территории соседнего государства в свалку радиоактивных отходов, о чем имеются конкретные достоверные факты. Этот некогда благодатный край, оказавшийся вне контроля цивилизованного мира, используется для производства и транзита наркотических средств, а заодно и как один из основных международных центров подготовки террористов. Вот выдержка из распространенного Госдепартаментом США документа «Справка: история нагорно-карабахского конфликта» от 30 марта 2001 года: «..В мае 1992 года армянские и карабахские войска захватили Шушу (историческую столицу региона, населенную азербайджанцами) и Лачин, тем самым обеспечив географическую связь НК с Арменией». План захвата города Шуша стал результатом тщательно спланированного сценария, разработанного армянскими террористическими организациями, действующими во французском городе Лион и в столице Ирана - Тегеране. Эта версия подтверждается интервью армянского писателя 3ория Балаяна (который является заказчиком неоднократных взрывов в бакинском метро и построил себе дачу в оккупированном Агдамском районе из мраморных плит, вынутых с азербайджанских могил) французскому телеканалу «Антенн-Ш» в 1994 году. Тот же Балаян в другом своем интервью газете «Le Progress» от 14 апреля 1994 года отметил: «...Первый план касательно Шуши был разработан 2 мая в Тегеране. А 3 мая мы уже знали, что Шуша в ближайшее время станет нашей». В иранском городе Исфагане в зале заседания армянской общины режиссер Ахмед Багир Ядигари тогда продемонстрировал свой документальный фильм о захвате Шуши и судьбе 114 азербайджанцев (речь идет о 114 азербайджанцах, содержащихся в шушинской тюрьме - ред.). Все они были зверски убиты. В Тегеране было запрещено демонстрировать эту ленту. Согласно газете «Кейхан», эти кадры (18-минутная лента) «были проданы сотруднику российского посольства, некоему Гудеву». По словам Ядигари, его потрясла расправа армянских боевиков над беззащитными людьми. Отметим, что вскоре 37-летний режиссер Ахмед Багир Ядигари погиб в результате теракта (спланированной автокатастрофы). Напомним, что в общей сложности с начала военных действий армянскими оккупационными силами в Карабахе, по предварительным подсчетам специалистов, разграблено, сожжено и разрушено более 876 населенных пунктов, около 7000 промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, более 153 тысяч единиц жилья общей площадью более 9 млн кв м, 4366 социально-культурных объектов, 616 средних школ, 242 дошкольных учреждения, 397 больниц, 10 поликлиник, 10 роддомов, 76 аптек, 4 санатория, 10 мечетей… Азербайджанский народ никогда не забудет боли, нанесенной ему оккупантами, которая утихнет только после освобождения сердца страны – Карабаха и его жемчужины – города Шуша.


Вернуться в «Города и районы Азербайджана»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя