Что говорится в исламе о создании государства на основе религии?Спекуляции мусульманских радикалов в контексте концепции джахилии, как правило, приводят к отрицанию светскости и провозглашению необходимости построения «исламского» государства. Рассмотрим, насколько данные тезисы соответствуют учению ислама. Светское устройство государства и исламские ценности не являются взаимоисключающими. Как пишет известный египетский ученый Мухаммад Имара, проблема сосуществования исламских ценностей и светскости заключается как в узости понимания Ислама современными мусульманами, так и в предвзятости других в отношении ислама. Речь идет о суннитской доктрине ислама, представители которой составляют большинство мусульман мира. Но доктрина будь-то иранского шиизма, или псевдосалафизма и конечно же, идеология хариджитов имеют иные толкования относительно светскости государства, чем суннитская доктрина. К сожалению, в последнее время наблюдается очень тревожная тенденция – процесс проникновения псевдосалафитского мышления и подхода в суннитское мышление и суннитскую методологию толкования религиозных текстов, что является закономерным результатом интеллектуального кризиса и в целом кризиса сознания в общинах мусульман-суннитов. Одним из доводов сторонников лаицизма (крайней формы светскости, выступающей за ограничение религии только личной жизнью гражданина) и жесткой модели светскости в отношении ислама является изжившее себя, но, тем не менее, время от времени приводящееся в жизнь клише, гласящее, что якобы «природа вероучения ислама тоталитарна, в исламе нет разделения между государственной сферой и религиозной, подобно тому что существует в христианстве, следовательно, необходимо жесткое регулирование политической и социальных сфер, всяческий контроль и прессинг общественной жизни в мусульманских обществах и странах». Данное клише было популяризировано американским ученым Бернардом Льюисом (так называемым «гуру» современных востоковедов). Однако это суждение, утверждающее о тоталитарной природе ислама, в частности и о том, что в исламе политическое и религиозное неразделимо, является крайне ошибочным и никак не отражающим сути учения суннитской доктрины ислама. Не вдаваясь в подробности толкований данных всемирно известными учеными-классиками, кратко можно отметить, что согласно учению ислама, границы полномочий государства четко обозначены и ограничены. Например, таково единодушное мнение (иджма) ученых ислама, игравших ведущую роль в таких значимых в мировой истории государственных образований как Аббасидский халифат, Государство Мамлюков, Османское государство, Государство Великих Моголов, Золотая Орда и др. Более того, согласно суннитской доктрине ислама не существует религиозного истеблишмента, религиозного сословия, поэтому и претензии на теократию просто необоснованны. Но самое главное, что следует особо подчеркнуть – суннитская доктрина ислама не ставит цели построения, так называемого исламского государства, попросту об этом не говорится, ни в Коране, ни в Сунне. В исламе (что четко проявляется в суннитской доктрине) не существует призыва и императива «привести к власти исламское правление, установить шариат», которые, являются современными толкованиями ислама. Для ислама первостепенное значение имеет проявление религиозности в личной жизни и его воплощение в гражданском обществе, которое, должно охраняться законом и демократической (мягкой) светскостью. В заключении еще раз отметим, что для ислама важен, прежде всего, сегмент гражданского общества. Религиозные права должны находить свое воплощение, главным образом в гражданском обществе, охраняемом демократической (мягкой) светскостью. Конечно, нельзя отрицать существования деятельности некоторых так называемых «исламистов» призывающих построить «исламское государство» или установить «исламское правление». Однако, следует пояснить, ислам это религия, а не политическая идеология и необходимо уметь различать эти два понятия. Религия – это то, что человек чувствует и переживает внутренне, и что имеет отношение к постоянным и неизменным аспектам его жизни, дает по-своему ответы на все животрепещущие вопросы каждого человека, такие как «Кто я, откуда я иду и куда я направляюсь?», «В чем смысл жизни? Как ее прожить?». Хотя это непонимание еще больше проявляется, когда речь заходит об исламе, ибо в последние годы, как некоторые мусульмане, так и ученые и политики на Западе представляют ислам в качестве некой идеологии, некого собрания политических, социально-экономических канонов..
Подробнее:
http://islam-today.ru/istoria/cto-govo ... e-religii/