Культура. Дозволенное и запрещенное.

Аватара пользователя
Тюльпанчик
Модератор
Модератор
Сообщения: 1576
Зарегистрирован: 20 авг 2014, 13:04
Награды: 9
Репутация: 131
:
Модератор Участник Активистка On-line
Мама Советчица Ислам Позитивный настрой
700 сообщений
Благодарил (а): 682 раза
Поблагодарили: 604 раза

Культура. Дозволенное и запрещенное.

Сообщение Тюльпанчик » 29 сен 2018, 19:07

Нашиды: можно или нельзя?

В современном исламском богословии отношении к музыке весьма дискуссионное, если часть мусульманских ученых весьма либерально относятся к музыкальной культуре как таковой (если только она не несет в себе негативной информации), то другие напрочь отрицают дозволенность любой музыкально-песенной продукции. При этом единственным не запрещенным музыкальным инструментом является даф – ударный инструмент, напоминающий небольшой барабан или бубен.

Но есть одно яркое явление в мировой мусульманской культуре, примиряющее оба эти взгляда, и где может свой выход вся творческая энергия певцов-мусульман. Это искусство нашидов. Напомним, что нашиды – это вид пения на мусульманские религиозные мотивы, имеющая свою богатую традицию и широкое распространение в исламской культуре современности. Исполняются они либо сольно, либо же группой мужчин. Тексты нашидов касаются вопросов служения Богу, а также жизни пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) в соответствии с традициями исламского шариата. Нашиды получили такую большую популярность во всем исламском мире, что современные музыканты стараются весьма талантливо приспособить этот жанр к запросам нашего времени. В этой связи интересно отметить, что ни и в Коране, ни в Сунне по объективным причинам нет прямых указаний насчет запрета такого рода действий, оставляя современным исполнителям нашидов серьезный простор для творчества.

Поэтому нашиды, традиционно исполняемые без привлечения музыкальных инструментов, не запрещено подвергать всяческим обработкам: изменение звучания голоса, накладыванию различных звуков и т.п. К примеру, американская группа Native Deen использует в своём творчестве элементы хип-хоп музыки и рэпа наряду с традициями нашидов. Остальные исполнители нашидов, имеющиеся во всех уголках земного шара, вносят в этот жанр свои самобытные идеи, делая искусство нашидов наиболее активно развивающимся и завоевывающим все большую популярность жанром исламской музыки.

Одним из наиболее известных нашидов на сегодняшний день в мире является Сами Юсуф – азербайджанец иранского происхождения. Британский таблоид The Times наградил его неофициальным титулом «величайшей исламской рок-звезды», а газета The Guardian назвала его самым известным в мире британским мусульманином. Его произведения создаваемые им же самим, стали поистине хитами и варьируются от ритмичных баллад о любви к Пророку Мухаммаду (мир ему) до проникновенных песен о страданиях палестинцев, иракцев и суданцев. Благодаря стремлению затрагивать остросоциальные и те политические темы, которые остальные поп-звезды предпочитают замалчивать, популярность Юсуфа постоянно растет. В 2013 году Сами Юсуф посетил и нашу страну, приехав в столицу Татарстана – г. Казань, где он выступил на концерте в честь окончания поста Ураза-байрам.

Самобытная красота исполнения нашидов позволяет им завоевывать армию благодарных поклонников как среди мусульман, так и среди представителей других культур. Современные нашиды исполняются не только на арабском, но и на языках других народов: на турецком, английском, малазийском и даже русском, — во всех государствах, где проживают мусульмане. Искусство нашидов – это в первую очередь то, что связывает современное молодое поколение мусульман с творческим наследием их предков. А прослушивание нашидов это не просто развлечение, а призыв задуматься на вечные вопросы которые волнуют все человечество, независимо от вероисповедания.

Ильнар Гарифуллин
Мудрость-это когда все понимаешь, но уже не огорчаешься...

Аватара пользователя
Тюльпанчик
Модератор
Модератор
Сообщения: 1576
Зарегистрирован: 20 авг 2014, 13:04
Награды: 9
Репутация: 131
:
Модератор Участник Активистка On-line
Мама Советчица Ислам Позитивный настрой
700 сообщений
Благодарил (а): 682 раза
Поблагодарили: 604 раза

Re: Культура. Дозволенное и запрещенное.

Сообщение Тюльпанчик » 29 сен 2018, 19:18

Что ислам говорит о народных танцах?

При проведении различных культурных мероприятий и конкурсов следует соблюдать ряд условий:

Если такие мероприятия и конкурсы проходят при смешанном участии мужчин и женщин, то в этом случае с точки зрения религии могут возникнуть определенные проблемы. Однако если мужчины и женщины танцуют отдельно друг от друга, то в этом нет ничего предосудительного.

Так же нет ничего предосудительного в том, чтобы смотреть выступления групп народного танца, при условии, что у танцоров закрыты все места аурата. И если во время танцев не исполняются песни, возбуждающие низменные желания.

Во времена посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) также существовали аналоги народных танцев. Например, танцы эфиопов с копьями и мечами. В сборниках хадисов Бухари и Муслима приводится риваят, переданный от Айши (радыйаллаху анха), в котором говорится: «Когда эфиопы начали танцевать, посланник Аллаха позвал меня, я пришла, и из под плаща пророка стала смотреть танцы. И я стала первой, кому надоело их смотреть» (Бухари, Идейн, 25).

Существуют и другие риваяты, из которых следует, что смотреть подобные танцы разрешено не только мужчинам, но и женщинам, при условии, что у танцующих закрыты места аурата.

Так же нет ничего предосудительного в том, если женщины, собравшись вместе, станут читать стихи, петь песни или танцевать под звуки бубна, при условии, что тексты этих стихов и песен не будут содержать в себе то, что противоречит нравственности ислама. Об этом говорится в следующем хадисе, переданном Муслимом: «В один из праздничных дней женщины из числа ансаров под звуки бубна декламировали героические стихи. Абу Бакр (радыйаллаху анху), услышавший это, попытался помешать им. Однако посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «О, Абу Бакр! Оставь их. У каждого народа есть праздники, это – наш праздник» (Муслим, Идейн, 16-22).
Мудрость-это когда все понимаешь, но уже не огорчаешься...

Аватара пользователя
Тюльпанчик
Модератор
Модератор
Сообщения: 1576
Зарегистрирован: 20 авг 2014, 13:04
Награды: 9
Репутация: 131
:
Модератор Участник Активистка On-line
Мама Советчица Ислам Позитивный настрой
700 сообщений
Благодарил (а): 682 раза
Поблагодарили: 604 раза

Re: Культура. Дозволенное и запрещенное.

Сообщение Тюльпанчик » 17 ноя 2018, 15:14

Классическое изобразительное искусство в арабо-мусульманском мире

К началу IX века в Исламе утвердилось представление о греховности изображения живых существ и Бога. В хадисах звучит угроза художнику в загробной жизни за то, что он подражает Богу – право творить признается только за Всевышним, только он один может одушевить форму. Одновременно было распространено другое утверждение, по которому запрет касался не изображений как таковых, а использования их в качестве объектов поклонения и размещения в священных местах.

В различных частях исламского мира, особенно на периферии мусульманской цивилизации (в Кордовском халифате, империи Великих Моголов, в Османской Турции, в Средней Азии) данный запрет имел силу далеко не всегда. К тому же, шиитамизапрет Сунны на изображения никогда не соблюдался: в Иране иллюстрации людей и животных постоянно присутствуют в книжной миниатюре, настенной живописи, ковроткачестве.

Четыре верных последователя Кай-Хосрова , Шах-наме («Книга царей» Фирдоуси). Шираз, 1330.

В условиях ограничения возможностей в изобразительном искусстве основами художественного творчества мусульман стали каллиграфия и орнамент — декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира.Священные строки Корана, начертанныена входах и стенах зданий, написанные на страницах рукописей, включенные в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетенные в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождали мусульманина всю жизнь. Это строки вмещали в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое наслаждение.

В исламском мире искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства — арабеску – сложныйорнамент, состоящийиз геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров арабески может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора.Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о «вечно продолжающейся ткани Вселенной». Постепенно происходило сближение ритмической структуры каллиграфии и орнамента; вечные «божественные слова» помещались на фоне цветущих побегов, символизирующих вечную жизнь.

Красоте письма уделялось особое внимание, были выработаны «шесть стилей» классического арабского письма: насх («переписка» - горизонтальный, строгий почерк), мухаккак («правильный» - выразительные четкие буквы), райхани («базиликовый» - изысканность почерка сравнивали с ароматом цветущего базилика), сульс (криволинейные и прямолинейные элементы соотносились в пропорции 1:3), тауки («указ» - убористый почерк), рика (скорописный почерк).

Стиль мухаккак. Илханид Ахмад ибн аль- Сухраварди аль-Бакри. Багдад, 1308.

В Иране, Азербайджане и Турции в XV—XVII вв. распространился особый жанр каллиграфии — кита: миниатюрная картина, образец одного или нескольких почерков. Декоративные художественно-изобразительные мотивы широко использовались как в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), так и для украшения произведений прикладного искусства – на тканях, керамике, металлических сосудах, оружии и утвари. Необычным красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии; расписанные золотистым, разных оттенков люстром сосуды, изготовленные в фатимидском Египте; испано-мавританская люстровая керамика XIV-XV вв. Стеклобогато расписывалось эмалевыми красками и золотом. Славились сирийское покрытое тончайшей эмалевой росписью стекло и украшенные изысканным резным узором египетские изделия из горного хрусталя, слоновой кости, дорогих пород дерева.

Стеклянная лампа из мечети, XIV в.

Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и другие предметы утвари). На высшей степени совершенства находилось искусство выделки оружия– в Дамаске изготовлялись знаменитые дамасские и толедские клинки, по стали которых наносились узоры. Наиболее полно эстетические пристрастия мусульман различных территорий демонстрируют ковровые изделия. Во всем мире признан приоритет персидского ковра.

Ковры. Иран, XVII в.

Мировой известностью пользовались арабские узорные шёлковые ткани — сирийские, египетские, мавританские. В орнаментике тканей проявляются традиции восточного, сасанидского искусства и традиции, шедшие с территорий, некогда входивших в состав Византийской империи.

Студенты и профессор. Миниатюры из медицинского манускрипта. Сирия, 1229 г.

Стремление художников создать искусство, которое отражало бы образы излюбленных народом литературных сюжетов и героев, нашло свое выражение в иллюстрациях и в миниатюрной живописи. Миниатюра получила распространение, прежде всего, в Иране, Средней Азии и Индии, где запрет на изображение живых существ никогда не был категоричным. Арабские миниатюры менее известны, тем не менее, арабские иллюстраторы иногда обращались к сюжетам из жизни пророка и персонажей раннего ислама. В Египте миниатюра стилистически связана с коптским искусством. В живописи сирийских миниатюр заметно византийское влияние. Большой высоты искусство книжной миниатюры достигло в Ираке в XII-XIIIвв. (листы из «Фармакологии» Диоскорида, иллюстрации к «Макамам» Харири и т.д.)

Лейсан Тимергалиева

П
Мудрость-это когда все понимаешь, но уже не огорчаешься...

Аватара пользователя
Тюльпанчик
Модератор
Модератор
Сообщения: 1576
Зарегистрирован: 20 авг 2014, 13:04
Награды: 9
Репутация: 131
:
Модератор Участник Активистка On-line
Мама Советчица Ислам Позитивный настрой
700 сообщений
Благодарил (а): 682 раза
Поблагодарили: 604 раза

Re: Культура. Дозволенное и запрещенное.

Сообщение Тюльпанчик » 17 ноя 2018, 16:11

Мусульманские философы, которых должен знать каждый

Ислам неразрывно связан с философией. Предмет философии неразрывно связан с гакль (разумом), так же, как и изучение Корана и Сунны. В основе ислама лежит здравое постижение истины, основанное на логике и разуме, дарованное человеку в качестве наивысшего благословения Всевышнего. Не нужно быть профессором, чтобы читать и знакомится с работами великих философов. Сложность их работ – показатель качества интеллектуальной жизни золотого века ислама.

Каждый образованный мусульманин должен познакомиться с работами выдающихся мусульманских философов, только для того, чтобы быть «включенным» в свое наследие и всесторонне развитым. Даже прочтение вторичных источников их работ (переводов) поможет вам окунуться в широкий кругозор исламской цивилизации.

Аль-Фараби (872-951)

Абу Наср Мухаммад аль-Фараби, также известный как аль-Муаллим аль-Сани, что значит второй учитель после Аристотеля, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Его вклад в аристотелевскую и платоновскую философию неоценим. Современный мир обязан этому эрудиту из Центральной Азии, который не только сохранил, но и совершенствовал греческую философию. Он внес неоценимый вклад в философию, математику, музыку и метафизику, особенно известна его работа о политической философии. Его самым главным трудом стала книга о политической философии «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». В своей работе Фараби создает теорию общественного устройства. Опираясь на идеи Платона, философ разработал концепцию «добродетельного города», основанного на справедливости. Во главе добродетельных городов находятся правители-философы, которые также являются религиозными лидерами своего общества. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.

Пожалуй, Фараби является первым мусульманским ученым, который в отчетливой форме предоставил достоинства демократичного режима. Для тех, кто сомневается в совместимости ислама и демократии, следует прочитать взгляды Фараби о демократии. Согласно Фараби, свободные общества имеют потенциал стать добродетельными обществами, поскольку хорошие люди в свободном обществе обладают стремлением к добру.

Аль-Газали (1058-1111)

Аль-Газали – один из величайших ученых исламской мысли. Газали – философ, богослов, правовед, один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма. Для большинства мусульман Газали – пример муджаддида – обновителя ислама. Появившись во время, когда существовало множество разногласий между философами и теологами, рационалистами и традиционалистами, мистическим и ортодоксальным, он старался соединить, свзяать эти взгляды в единое.

Основным сочинением аль-Газали является трактат «Воскрешение религиозных наук», в котором раскрываются вопросы религиозных практик, социально значимых обычаев, пагубных черт характера и черт, ведущих к спасению. В этом трактате аль-Газали определяет основные суфийские ценности и идеалы – терпение, любовь, бедность, аскетизм. Работы более зрелого Газали особенно интересны.

После того, как ученый пережил интеллектуальный кризис и последующее духовное пробуждение, в котором он схож с Шейхом Раббани из Индии, который привел в соотношение (балансировал) шариат и тарикат (право и мистицизм). Каждому мусульманину стоит почитать «Китаб аль-Мунких мин аль-Далял», в котором он выражает интеллектуальное и духовные сомнения и ставит под вопрос понятие правды.

Ибн Рушд (1126-1198)

Ибн Рушд – больше известный как Аверроэс, скорее больше оказал влияние на западную религию и философию, чем на исламскую мысль. Некоторые мусульманские историки описывают современный просвещенный запад как воображение Аверроэса. В западноевропейской средневековой философии существовало направление, сторонники которого продолжили начатую Ибн Рушдом интерпретацию учения Аристотеля. Направление получило название аверроизма.

Важнейшим из самостоятельных трудов Ибн Рушда является «Фасл аль-Макал». В начале произведения цитируется ряд аятов, поощряющих изучать окружающий мир в поисках знамения Всевышнего. В труде выдвигается идея о философствовании как обязанности мусульманина и о необходимости изучать труды античных философов (хотя они и язычники), так как они преследуют те же цели, к которым призывает Коран.

Сайда Хайат
Мудрость-это когда все понимаешь, но уже не огорчаешься...

Аватара пользователя
Тюльпанчик
Модератор
Модератор
Сообщения: 1576
Зарегистрирован: 20 авг 2014, 13:04
Награды: 9
Репутация: 131
:
Модератор Участник Активистка On-line
Мама Советчица Ислам Позитивный настрой
700 сообщений
Благодарил (а): 682 раза
Поблагодарили: 604 раза

Re: Культура. Дозволенное и запрещенное.

Сообщение Тюльпанчик » 26 ноя 2018, 15:13

Какие украшения дозволены с точки зрения Ислама?

Этот вопрос очень часто задается во время встреч с юными мусульманками. Думается, что будет полезным знать советы религиозных деятелей в этом вопросе. Самое верное сохранить прекрасному полу свою красоту в неизмененном, первозданном виде. Однако по Шариату не возбраняется приукрасить свою внешность во время пребывания дома. Супруга должна быть привлекательной и быть красивой для своего мужа.

Для этого она может использовать косметические средства, а также духи и нарядиться в чистое и красивое платье. Женщинам разрешено использовать хну, красящее вещество, получаемое из трав. Волосы и прическа для женщины играют такую же важную роль, как и бородка для мусульманина – лица мужского пола. Женщине не дозволено носить парик. А в том случае, когда кто-нибудь из окружения попросит мусульманку помочь надеть ей парик, то она должна отказаться от этой затеи и попытаться убедить свою подругу не делать этого.

Если же на лице мусульманки растут волоски, то она не должна стесняться этого и не выщипывать их. Недопустимо также выщипывать брови. Нельзя отращивать длинные ногти. Готовясь выйти из дома, женщина не должна прибегать к макияжу, кроме подводки глаз при помощи сурьмы. Не разрешено также изменять форму зубов. Женщинам разрешено пользоваться благовониями и духами дома, когда в жилище нет посторонних кроме махрамов, то есть лиц из числа ближайших родственников, замужество с которыми запретно. И женщина не вправе покинуть жилище пока не выветрится запах этого благовония. Нельзя также носить яркую бижутерию, которая бы привлекла внимание посторонних мужчин.

Мужская прическа, отвечающая нормам Шариата – стрижка наголо или равномерная аккуратная прическа. Известно, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) носил прически двух стилей – один из них стиль «вафра», когда волосы подстрижены до уровня ушных раковин и другой стиль «джимма», когда волосы ниспадают до уровня плеч. С давних пор для придания волосам блеска и привлекательности, а также для их оздоровления использовались масла. Наилучшими благовониями считались благовония, изготовленные с применением мускуса.

Мужчине разрешено изредка пользоваться благовониями. Лицам мужского пола, даже находящимся вне брака дозволяется носить перстни и кольца, но они должны быть выполнены не из золота. Золото может быть использовано лишь с медицинской точки зрения, например, при протезировании зубов. Перстни и кольца могут быть изготовлены из любого металла, однако предпочтительнее, чтобы эти украшения были выполнены из серебра. Кольца можно носить как на правой так и на левой руке.

Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»
Мудрость-это когда все понимаешь, но уже не огорчаешься...


Вернуться в «Ислам»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость